МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развивающие занятия | |||
Автор: Степанишина Ирина Павловна | |||
11.03.2020 19:34 | |||
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанишина Ирина Павловна воспитатель высшей категории Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга Современные дети стали намного умнее своих предшественников. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации. Сегодня все больше и больше становится детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано, и чем раньше помогать ребёнку в развитии способностей, тем легче будет дальнейшее его обучение.
До недавнего времени основное внимание ученых было обращено только на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем образования и регулируется Федеральным Государственным образовательным стандартом. ФГОС ДО был разработан на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Один из принципов ФГОС ДО — обогащение детского развития. Цели стандарта включают в себя качественное дошкольное образование, и одной из задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также развитие способностей и творческого потенциала. В Федеральном законе от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 31. 12. 2014) "Об образовании в Российской Федерации" (статья 64 п.1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти. Легкость, с которой дети в дошкольном возрасте запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее его внимание. Запоминание происходит непроизвольно. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения развития запоминания можно применять различные мнемотехнические приемы. Мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Дошкольное детство – это самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Авторы научных исследований (В. С. Мухина, Г.А. Урунтаева) указывают на то, что в младшем дошкольном возрасте бурно развивается образная память. Образная память опирается на чувственно воспринимаемую информацию (слух, зрение, обоняние и другие раздражители). Данные приемы активно разрабатывались в работах Т.А. Ткаченко, В.П. Глухова., Т.Б. Полянской и других авторов. Они советовали максимально использовать приемы, облегчающие детям составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев из сюжета произведения. Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сопровождающий просмотром рисунков, сохранившийся у ребенка после прослушивания, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехнические приемы могут быть эффективным средством развития образной памяти детей дошкольного возраста при условии их применения в непрерывной образовательной деятельности, а так же во всех режимных моментах. Используя в своей работе такие мнемотехнические приемы, как мнемотаблицы (коллажи, мнемодорожки, мнемоквадраты), тактильные дощечки, метод связок. Именно эти приемы мнемотехники, как указывают авторы (Т. В. Большева и И.В. Бодрова) применимы для работы с детьми дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей. За основу работы с детьми по развитию образной памяти лучше всего взять русские народные сказки, т.к. сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Ребенку легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Список литературы
Внимание и память. [Текст] / Лурия А.Р. — М.: Изд. МГУ. 2001. – 358 с. 6. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн. 1. [Текст] / Немов Р.С. — М.: Просвещение. 1994. — 576 с. 7. Федеральный Закон об образовании РФ №273 от 29. 12. 2012 http: //base. consultant. ru 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
|