Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками). |
Развивающие занятия | |||
Автор: Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна | |||
12.09.2019 08:58 | |||
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками). Сыктывкар 2019 В сборнике представлены дидактические игры и пособия с сенсорным содержанием, изготовленные своими руками — результаты работы педагогов Дубовой Алёны Рудольфовны и Судневой Елены Алексеевны (МБДОУ № 93, г. Сыктывкар). Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям (законным представителям) воспитанников. Представленный сборник имеет практическую значимость, будет интересен педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и может быть рекомендован к публикации на муниципальном уровне. Все пособия изготовлены из фетра различной толщины и плотности. Фетр — очень податливый и приятный на ощупь материал. Яркий, имеет много оттенков, прочный, но в то же время мягкий, края не нуждаются в дополнительной обработке, нетоксичный. Словом, фетр — идеальная ткань для творчества и поделок. Дети очень любят изделия из этого материала. Такие и похожие пособия можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра, конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, паззлы; все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений: шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое другое. Сделано своими руками «Тактильное домино». Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей. Сенсомоторный уголок предназначен:
Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Дидактические пособия: Дидактическое пособие «Радужный пирог» Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7. Задачи:
Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с деталями треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами соответствующего цвета и количеством от 1 до 7. Правила игры: необходимо выложить цветные «кусочки» пирога на фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок на них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и собирать «пирог» по очереди. Дидактическое пособие «Рыбка с застёжками» Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Возраст игроков: дети 3-4 лет. Задача:
Дидактические игры: Дидактическая игра «Рыбалка» (из фетра). Цель: расширение знаний детей о морских обитателях. Задачи:
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые. Описание: игра представляет собой игровое поле (море с водорослями) и 20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри). К нему прилагается магнитная удочка для ловли рыб. Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди или пока не поймают всех рыбок. Дидактическая игра «Продукты из фетра» Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов. Задачи:
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые. Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом. Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием продуктов из фетра. Варианты игры: - Пришли гости. - Ресторан или кафе. - День рождения. Учимся:
Задания к игре:
Дидактическая игра «Тактильное домино» Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи:
Описание: игра «Тактильное домино» представляет собой 14 косточек с фрагментами различных материалов (ткани, кожа, фетр и т.д.) вместо картинок. Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по количеству играющих детей) – взрослый помогает это сделать. Начинает игру ребенок, выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот выигрывает. Дидактическая игра «Слоник» Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов. Задачи:
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста. Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым рукавом-хоботом для доставания предметов. Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки. Дети играют по очереди. Варианты предметов:
Дидактическая игра «Моталочки» Цель: развитие мелкой моторики рук детей. Задачи:
Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста. Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для наматывания, украшенными фетровыми игрушками. Правила игры:
Играть можно одному ребенку (1 вариант) или компанией устроить соревнование (2 вариант). Дидактическая игра «Крестики-нолики» Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Задачи:
Возраст игроков: от 5 лет. Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5 ноликов, 5 крестиков из фетра разного цвета). Поле с клетками – это и карман для хранения фишек. Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки поля заполнены, а никому так и не удалось выстроить ряд – ничья. Литература:
|