Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
Развивающие занятия
Автор: Трушлякова Елена Александровна   
21.06.2019 19:54

Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)

МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатель: Трушлякова Елена Александровна (первая квалификационная категория)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я представляю статью по теме «Развитие воображения и про-странственного мышления при использовании логических блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)»

В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные от-крытия, — знающие, активные и образованные люди ценятся как истинное богатство, так как они компетентно ориентируются во все возрастающем объеме знаний. Поэтому развитие познавательного интереса младших дошкольников — одна из актуальных проблем нашего времени.

 

Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, ко-торые обеспечивают развитие мышления детей. Среди них эффективным пособием являются логиче-ские блоки Дьенеша, которые помогают детям в игровой форме освоить различные пространственные понятия, а также развить важные психические процессы, в том числе и воображение.

Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно нахо-дить нужное решение, подходить к решению задач нестандартно, с воображением.

Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 блоков (фигур, различающихся по 4 свойствам):

  • Форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
  • Цвету – красный, желтый, синий
  • Размеру – большой, маленький
  • Объему – толстый, тонкий.

Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно использовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их индивидуального развития.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая написана на основе комплексной программы «Детство». И мы в соответствии с учебно-методическим комплектом ООП, используем в работе пособие З.А. Михайловой «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», 2016 года издания, где описана педагогическая поддержка ребёнка с 3 до 7 лет (по каждой возрастной группе) в логико-математическом развитии. Так же предоставлено поквартальное распределение содержания работы с детьми с использованием блоков Дьенеша.

И пособия Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», 2017 года издания, где раз-работаны для детей младших и средних групп по 24 образовательных ситуации в год (т. е. по 2 в месяц), мы их используем на занятиях по ФЭМП. В каждой образовательной ситуации дается по 4 задания, объединённых одним сюжетом. Кроме того, в пособии предоставлены схемы-таблицы к каждому заня-тию. В них даются задания на обследование свойств, преобразования и создания новых форм, деление на группы, предлагаются в сюжетной форме элементарные логические цепочки, деревья и классифика-ции.

Использование игр и заданий с логическими блоками Дьенеша, в соответствии с нашей ООП, нахо-дит отражение во всех направлениях сенсорного развития в раннем возрасте и формирования эле-ментарных математических представлений в дошкольном возрасте (названия разделов соответству-ют ООП):

  • Изучая Свойства в раннем и младшем дошкольном возрасте, мы используем наглядность блоков Дьенеша, как эталонов цвета, формы, величины и объема. Дети классифицируют предметы по свойст-вам, находят фигуры по описанию.
  • При определении Последовательности действий с помощью блоков (например, посмотри на картинку, блок какой формы надо положить первым, а какой за ним?) у детей формируется элементар-ное умение читать схемы, алгоритмы и модели, которые широко используются в старшем дошкольном возрасте.
  • Изучая Отношения, мы предлагаем детям наложить или приложить заданные блоки, формиру-ем элементарные пространственные отношения (например, в младшей группе через ориентирование на листе бумаги: сверху красный круг, снизу желтый треугольник); используем блоки, как предметы-заместители.
  • Разбивая блоки на группы (например, выбери все красные кирпичики, не зависимо от толщины), у детей формируется сложное понятие изменения и неизменности числа и величины (например, в средней группе, показ высота стенки гаража не изменится, если 2 тонких кирпичика заменить 1 толстым, но при неизменной высоте, можно изменить ее толщину, если 2 толстых кирпичика, заменить на 2 тонких) – это способствует развитию пространственного мышления. Используя блоки, дети преобразовывают фигуры и постройки, тем самым развивая нестандартное мышление и воображение.

Для развития пространственного мышления и воображения младших дошкольников мы используем систему игр и упражнений с блоками Дьенеша.

В раннем возрасте прежде чем приступить к развивающим играм и упражнениям, необходимо пре-доставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, наиграться с ни-ми.

На пред этапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

  1. На 1 этапе мы предлагаем детям игры и упражнения на зрительное восприятие, освоение слов «такой же», например, через игры: «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же» и т.п. Мы начинаем со знакомства с цветом и формой.
  2. На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством ( «Выбери все красные блоки», «Найди квадрат»)
  3. …а затем в младшей и средней группе с двумя и более свойствами ( «Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники» — уже 3 свойства).
  4. На четвертом этапе мы предлагаем детям новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. У детей развиваются умения моделировать и замещать свойства, умение кодировать и декодировать ин-формацию, соотносить карточку и блоком.
  5. На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют все свойства фигур по слову, без опо-ры на наглядность, удерживают их в памяти.

Кроме того, логические блоки Дьенеша используются во всех видах детской деятельности. Блоки используются:

  • как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек и пр.);
  • в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные или сотовый телефон);
  • очень широко используется в деятельности детей модели логического построения действий (например, алгоритмы последовательности одевания; моделирование в конструировании)

РППС

В центре «Занимательной математики» в нашей группе я постаралась предоставить детям разнооб-разные игры на развитие пространственного мышления и проявления творчества в них. Это игры и по-собия, которые охватывают различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах и множествах.

Наряду с покупными играми, у нас многое изготовлено своими руками.

Мной сделаны игры и пособия на развитие логико-математического мышления: дидактическая игра «Назови, на что похоже?», «Продолжи цепочку», «Отыщи нужный блок».

В центре также представлены творческие игры математического содержания: "Составь узор", "Собе-ри бусы", "Под какой фигурой спряталось" и другие.

Для игр с блоками Дьенеша я сделала карточки разных вариантов игр с усложнениями; кодовые кар-точки; различные схемы, алгоритмы. Также уголок наполнен разнообразным раздаточным материалом, сделанным своими руками.

В течение года по мере освоения, я заменяю одни игры другими, расширяю их ассортимент, вносят-ся изменения. Пространство, где находится познавательный центр, мобильно. Дети размещаются за сто-лами, берут необходимый материал из центра и располагаются в любом удобном пространстве группы.

Взаимодействие с родителями

Развитие пространственного мышления у детей более успешно происходит при взаимодействии с родителями.

Мы знакомим родителей с разными видами занимательных игр и упражнений на развитие мышле-ния, в том числе с блоками Дьенеша, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой ру-ководства детской игровой деятельностью. Планируем провести развлечение математического содер-жания с использованием блоков Дьенеша.

Таким образом, работа по развитию воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша, имеет положительный результат.

Я планирую продолжать работу в этом направлении, обогащать игровым материалом группу, делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с семьями воспитанников.

Список используемой мной литературы.

  1. Дьенеш З.П. Теория шести стадий обучения с целыми числами (The theory of the six stages of learn-ing with integers. (Published in “Mathematics in Schools”, 2000)
  2. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб.: «Детство-Пресс», 2016 г.
  3. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2016 г.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  5. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  6. Михайлова З.А. Образовательная область "Познавательное развитие" Методический комплект про-граммы "Детство" (с 3 до 7 лет). ФГОС. — СП-б. «Детство – Пресс»: 2016
  7. Финкельштейн Б.Б., Лелявина Н.О., Давайте вместе поиграем. Методический материал по исполь-зованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб.: Корвет, 2017.
  8. Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики. — СПб.: Корвет, 2018.
  9. Борисенкова Е.Ю., Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2. — СПб.: Корвет, 2018.
  10. Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких (2 – 3 года). — СПб.: Корвет, 2017
  11. Финкельштейн Б.Б., Малышева Л.В., Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2 – 4 года). — СПб.: Корвет, 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год