Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень) |
Развивающие занятия | |||
Автор: Трушлякова Елена Александровна | |||
21.06.2019 19:54 | |||
Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень) МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатель: Трушлякова Елена Александровна (первая квалификационная категория) Здравствуйте, уважаемые коллеги, я представляю статью по теме «Развитие воображения и про-странственного мышления при использовании логических блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)» В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные от-крытия, — знающие, активные и образованные люди ценятся как истинное богатство, так как они компетентно ориентируются во все возрастающем объеме знаний. Поэтому развитие познавательного интереса младших дошкольников — одна из актуальных проблем нашего времени.
Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, ко-торые обеспечивают развитие мышления детей. Среди них эффективным пособием являются логиче-ские блоки Дьенеша, которые помогают детям в игровой форме освоить различные пространственные понятия, а также развить важные психические процессы, в том числе и воображение. Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно нахо-дить нужное решение, подходить к решению задач нестандартно, с воображением. Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 блоков (фигур, различающихся по 4 свойствам):
Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно использовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их индивидуального развития. Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая написана на основе комплексной программы «Детство». И мы в соответствии с учебно-методическим комплектом ООП, используем в работе пособие З.А. Михайловой «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», 2016 года издания, где описана педагогическая поддержка ребёнка с 3 до 7 лет (по каждой возрастной группе) в логико-математическом развитии. Так же предоставлено поквартальное распределение содержания работы с детьми с использованием блоков Дьенеша. И пособия Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», 2017 года издания, где раз-работаны для детей младших и средних групп по 24 образовательных ситуации в год (т. е. по 2 в месяц), мы их используем на занятиях по ФЭМП. В каждой образовательной ситуации дается по 4 задания, объединённых одним сюжетом. Кроме того, в пособии предоставлены схемы-таблицы к каждому заня-тию. В них даются задания на обследование свойств, преобразования и создания новых форм, деление на группы, предлагаются в сюжетной форме элементарные логические цепочки, деревья и классифика-ции. Использование игр и заданий с логическими блоками Дьенеша, в соответствии с нашей ООП, нахо-дит отражение во всех направлениях сенсорного развития в раннем возрасте и формирования эле-ментарных математических представлений в дошкольном возрасте (названия разделов соответству-ют ООП):
Для развития пространственного мышления и воображения младших дошкольников мы используем систему игр и упражнений с блоками Дьенеша. В раннем возрасте прежде чем приступить к развивающим играм и упражнениям, необходимо пре-доставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, наиграться с ни-ми. На пред этапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Кроме того, логические блоки Дьенеша используются во всех видах детской деятельности. Блоки используются:
РППС В центре «Занимательной математики» в нашей группе я постаралась предоставить детям разнооб-разные игры на развитие пространственного мышления и проявления творчества в них. Это игры и по-собия, которые охватывают различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах и множествах. Наряду с покупными играми, у нас многое изготовлено своими руками. Мной сделаны игры и пособия на развитие логико-математического мышления: дидактическая игра «Назови, на что похоже?», «Продолжи цепочку», «Отыщи нужный блок». В центре также представлены творческие игры математического содержания: "Составь узор", "Собе-ри бусы", "Под какой фигурой спряталось" и другие. Для игр с блоками Дьенеша я сделала карточки разных вариантов игр с усложнениями; кодовые кар-точки; различные схемы, алгоритмы. Также уголок наполнен разнообразным раздаточным материалом, сделанным своими руками. В течение года по мере освоения, я заменяю одни игры другими, расширяю их ассортимент, вносят-ся изменения. Пространство, где находится познавательный центр, мобильно. Дети размещаются за сто-лами, берут необходимый материал из центра и располагаются в любом удобном пространстве группы. Взаимодействие с родителями Развитие пространственного мышления у детей более успешно происходит при взаимодействии с родителями. Мы знакомим родителей с разными видами занимательных игр и упражнений на развитие мышле-ния, в том числе с блоками Дьенеша, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой ру-ководства детской игровой деятельностью. Планируем провести развлечение математического содер-жания с использованием блоков Дьенеша. Таким образом, работа по развитию воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З. Дьенеша, имеет положительный результат. Я планирую продолжать работу в этом направлении, обогащать игровым материалом группу, делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с семьями воспитанников. Список используемой мной литературы.
|