ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Каримова Гульнара Фанисовна | |||
01.06.2016 18:54 | |||
ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница» 1. Информационная карта. Направленность программы Развивающая Автор составитель программы Каримова Гульнара Фанисовна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок» География программы ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 22 «б» Кадровое обеспечении программы Педагог-психолог, воспитатель Цель программы формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного бесконфликтного взаимодействия средствами пескотерапии. Задачи программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Срок действия программы 1 учебный год Ресурсное обеспечение реализации программы Муниципальный бюджет Оборудование для организации занятий • Ящик для песка для индивидуальной работы (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8.
Участники программы Дети старшего дошкольного возраста, родители. Диагностический блок Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко Формы работы Групповая, работа в парах Количество детей: 10 Методы работы Игры – упражнения, пескотерапия Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня. Длительность занятий 30 минут с 7 мин перерывом (активная игра). Раз в три месяца проводятся занятия родитель – ребенок. Структура занятия I.Вводная часть — настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми
II. Основная часть – основанная нагрузка всего занятия. В эту часть входят игры – упражнения, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста.
III. Завершающая часть — подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии. Приложение Игры – упражнения, ритуалы приветствия Пояснительная записка Данная программа направлена на формирование навыков эффективности взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста через пескотерапию. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Каллф Актуальность программы Американский психолог Б.Вул, образно заметил, что «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или остановить это другим» И каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. В старшем дошкольном возрасте, для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление в дошкольном возрасте, в детской группе детей. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Так же пескотерапия помогает ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; вырабатывает большую способность к самопринятию. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей. Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель», 2015.
|