Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру |
Развивающие занятия | |||
Автор: Ермошина Наталья Николаевна | |||
02.03.2019 09:07 | |||
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру Говорить с ребенком и начинать сенсорное развитие малыша нужно уже с первых дней его развития. С одного и до пяти месяцев нужно обращать и делать упор на обоняние и осязание малыша, позже в развитие ребенка очень важным приоритетом становится зрения. После полугода можно развивать и тренировать мелкую моторику Для разного возраста существуют свои методики сенсорного развития ребенка. После первого года жизни ребенка сенсорное развитие проводится с помощью игры. Первый год жизни — это обогащение ребенка впечатлениями. Это постоянный контакт с мамой, запах материнского молока. Ребенок узнает разную интонацию голоса, слышит звуки музыки, хватает погремушки. На втором году жизни ребенок учится выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления о цвете и форме предметов. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни.
При исследовании методик основанных на двигательных навыках педагогу важно учитывать не быстроту и точность движений, а результативность выполнения заданий. Успешность двигательной и физической активности детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно развивает наблюдательность, является основой для развития воображения. И помогает ребенку в этом исследовательская деятельность. Экспериментировать дети любят со всеми предметами, что их окружают. На прогулке можно предложить малышу испечь пирожки из песка. Обратить внимание на то, что из сухого песка их не слепить. Почему на ладошке растаяла снежинка? В помещении провести опыты с водой: подкрашивание, переливание, замораживание воды. Примерный перечень игр и заданий для исследовательской деятельности детей раннего возраста. 1. Переливание воды. Цель: развивать осязание, интерес к экспериментированию, знакомить со свойствами воды. Материалы: стаканчики разных емкостей. 2. Царство льда. Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами льда. Материалы: лед в кубиках, формы для замораживания льда, стаканчики. 3. Помяли, пощипали. Цель: развивать осязание, интерес к исследованию, знакомить с различными пластичными материалами. Материал: тесто, пластилин, глина. 4. Горячо, холодно. Цель: развивать осязание, интерес к исследованию. Материалы: вода разной температуры, ведерки, миски. Эти игры не только знакомят малышей с исследовательской деятельностью, но и открывают перед ребенком новые возможностями, вводят в мир взрослых, обогащают их жизненный опыт. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий – считал Сухомлинский. Ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Важное значение дидактической игры в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления, речь у детей. Наличие дидактической игры подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности. В отличие от прямой постановки на занятиях, дидактическая игра возникает как игровая задача ребенка. Педагогическая ценность дидактической игры в том, что она требует от детей сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Они также дают возможность обучать детей разнообразным экономичным и рациональным способом решений тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитателю необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила его формированию. Дидактическая игра как игровая форма обучения, явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, благодаря которым обучающие игры придают игре целенаправленный дидактический характер. Специально созданные условия в процессе проведения дидактических игр позволяют обеспечить накопления разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины- (большой, маленький), формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник…), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину. Проводя дидактические игры с нашими детьми, мы ставили перед собой следующие задачи сенсорного развития: – развитие ориентировки в цвете предметов,
Решая эти задачи, мы помогаем детям обогащать чувственный опыт разнообразными сенсорными впечатлениями, закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Дошкольники учатся сравнивать и группировать предметы по одному из сенсорных признаков. Дидактические игры можно проводить как на специальных занятиях и как самостоятельный вид деятельности. Как и раннее говорилось, развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным, если создать педагогические условия. Они заключены в отборе дидактических игр в соответствии с поставленными целями, в организации в совместных игр взрослого с ребенком и обеспечении педагогического руководства самостоятельными играми детей. Организация игры воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения. Установление соответствия отобранной игры программным требованиям определенной возрастной группы. Выбор места для проведения игры. Дидактической игре принадлежит серьезная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обогащенных представлений и способах действий. В общей системе сенсорного воспитателя в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи: кроме того это хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний. Мы пришли к выводу, что проведение нами дидактических игр позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных задач, но и влиять на поведение и взаимоотношения детей. Дети младшего возраста в силу своих возрастных и индивидуальных способностей не сразу усваивают программный материал, поэтому, педагог одно и тоже содержание должен повторять несколько раз, но с обязательным изменением, усложнением заданий и с использованием другого наглядного материала. При организации дидактических игр для младших дошкольниках воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и разнообразнее, возрастает стремления к самоутверждению. Но внимание ребенка пока еще не устойчиво, он быстро отвлекается, решение же задачи в дидактических играх требует от него больше, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда, для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через интерес в игре. В рамках сенсорного развития детей дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Ценность игр с предметами состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом, величиной, формой, качеством. Настольно-печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании (подбор картинок по парам, по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание и рассказ о картинках с показом действий, движений). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка как способность к перевоплощению, творческому поиску, созданию необходимого образа. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные знания в новых связях и новых обстоятельствах. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его этому учат. Чем же отличаются дидактические игры от словесных игру и упражнений. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляются, конкретизируются игровыми действиями, развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Для реализации задач по сенсорному развитию ребенка через движение, исследование и игру, очень важно постоянно дополнять предметно-развивающую среду разнообразными элементами: пирамидками, плоскостными и геометрическими фигурами, машинками с вырезными отверстиями разной формы, домиками-вкладышами. Большую роль в развитии сенсорного развития ребенка оказывает тесный контакт воспитателя и родителей. Для этого воспитатель показывает открытые занятия, проводит консультации, индивидуальные беседы. Сенсорное развитие длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
|