Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Казанцева Юлия Викторовна | |||
02.01.2019 11:17 | |||
Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Светлячок» Подготовила и провела: Педагог-психолог МДОУ детского сада комбинированного вида № 32 «Светлячок» Г.о. Подольск Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Ход семинара-практикума:
Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу. Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром. Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания. У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг, получая различную информацию, перерабатывает и сохраняет ее. Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы своего имени, кто его родители, когда родился, где живёт. У него не было бы друзей, так как через секунду он бы забывал о них. Этот человек не умел бы читать, писать, считать, то есть не мог бы ничему научиться. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе, вчера и даже минуту назад. Этот человек был бы таким же беспомощным в окружающем мире, как новорождённый младенец. Но, к счастью, такого не бывает. Все основные события нашей жизни не исчезают. Они сохраняются и остаются с нами. Мы их можем узнать, восстановить, воспроизвести заново. Это возможно потому, что у нас есть память. Что же такое память? Память — это способность человека сохранять свои знания и опыт и использо-вать их в своей жизни. Конечно, не всё, что с нами происходит, полностью запоминается. Мозг человека был бы очень перегружен и не мог работать быстро и точно, если бы всё, что мы видим, слышим, делаем сохранялось в памяти. Чтобы перегрузки не происходило, существует процесс забывания. Забывание важно для обеспечения нормальной жизни человека. Память есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны что-то запоминать и часто надолго. Например, кошка всегда помнит, где стоит ее миска с едой; собака помнит свою кличку и несколько команд. Память животных носит непроизвольный характер, так как они не ставят перед собой задачу запомнить что-то. У человека тоже есть непроизвольная память, когда запоминание происходит само собой, без специальных усилий. Например, вспомните, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? Как выглядит дом, в котором вы живёте? Что вы ели вчера на завтрак? Скорее всего, вы не старались специально это запомнить. Оно сохранилось в памяти просто так, само собой, без специальных усилий. Это работала непроизвольная память. Запоминание, происходящее без специальных усилий, само собой, называется непроизвольным запоминанием. Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное и неинтересное в памяти обычно не сохраняется. Человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление, но и может управлять своей памятью, прилагать специальные усилия для запоминания. Для этого он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной. Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется произвольным запоминанием. Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание. Особенно быстро произвольная память начинает развиваться с поступлением детей в школу. Это происходит потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что изучаешь. В этом случае запоминание превращается в особую деятельность — заучивание. А значит, становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее. Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Для того чтобы проверить произвольную память вам необходимо запомнить слова с помощью картинок. Для этого рядом с каждым словосочетанием нарисуйте небольшую картинку или схему (родители помогают не читающим детям выполнить задание).
Теперь закройте левую половину листа и оставьте только свои рисунки. Попробуйте вспомнить словосочетания, на которые нарисованы картинки. В данном случае вы специально старались заучить предложенные слова, а значит пользовались произвольной памятью. Для того чтобы не забыть сделать что-то важное в древние времена люди, не знавшие грамоты, завязывали узелки на одежде, платочках, верёвочках. С тех пор к нам дошло выражение «узелок на память». С возникновением письменности у людей появилась возможность записывать то, что необходимо запомнить. В нашей повседневной жизни для этого служат записные книжки, ежедневники, дневники. Но часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально, и нет возможности записать. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы. Они называются приёмами или способами запоминания. Вот некоторые из них. 1. Приём рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Так, ты никогда не забудешь, как правильно вести себя на эскалаторе в метро, если запомнишь шутливое четверостишие: Тростей, зонтов и чемоданов 2. Составление фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в одну общую фразу. Например, в русском языке есть такое правило: после буквы «ц» пишется буква «и», а не буква «ы». Но, как и во многих правилах русского языка, есть слова-исключения, которые надо специально запомнить. Их можно объединить в одну фразу: «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!» Легко запоминается, верно? Еще один пример. Чтобы разучить все цвета радуги, запомни весёлое предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы, например, каждый – красный, охотник – оранжевый и т. д. 3. Приём «мест». Этот приём позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на своё место. Для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их на кухне. Мясо кладут в холодильник, крупу — в шкаф, чай — на полку, фрукты — на стол. Потом останется лишь представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов. Дни недели удобно запомнить в виде странички дневника. Тогда какое-нибудь важное дело можно мысленно записать в этот «дневник» в нужное место. 4. Приём «группировки». Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в Портфель. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп: учебники, пенал, тетради, всё для рисования. Использование этих приёмов помогает запоминать важную информацию легко и проч-но. Все, что человек запоминает сохраняется в его памяти, но оно происходит по-разному. Выделяют кратковременную и долговременную память. И та, и другая есть у каждого человека. При кратковременной памяти информация хранится недолго, а затем бесследно забывается. Попробуем проверить кратковременную память с помощью простого эксперимента: необходимо внимательно посмотреть и запомнить пять картинок, затем перевернуть их и попробовать назвать, что было изображено. Затем выполнить тоже самое с десятью картинками. Сколько картинок запомнить было сложнее? Это потому, что объем кратковременной памяти ограничен. В ней сохраняется очень немного информации. Долговременная память сохраняет информацию надолго. Она начинает работать, когда человек ставит перед собой цель запомнить что-то на долгий срок. Объем этой памяти неограничен. Мы можем помнить много различных вещей и событий. Например, мы знаем, как нас зовут, как зовут наших близких людей и знакомых, свой адрес. Помним буквы, цифры, стихи, сказки и фильмы. И это еще не все. Чем больше мы повторяем материал, который запоминаем, тем дольше он хранится в нашей памяти. Например, при заучивании стихотворения чем больше его повторяешь, тем лучше оно запоминается. Но если его не повторять целый месяц, то потом не сможешь сразу вспомнить. И давно забытое стихотворение легче выучить, чем новое, незнакомое. Это потому, что оно хранится в твоей памяти и его нужно лишь вспомнить. Вспомните, как выглядят первые весенние цветы? А как шумит пролетающий в небе самолёт? Какая на ощупь шерсть у кошки? Как пахнут любимые конфеты и какие они на вкус? Легко ли удалось вспомнить всё это? Да! Ведь вам не раз приходилось видеть цветы, слышать звук самолёта, гладить кошку и есть конфеты. Ну а помогла вам в этом образная память. Образная память — это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира. Образная память связана с нашими органами чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Их пять. В соответствии с ними различают пять видов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную. Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идет о запоминании того, что мы видим. Зрительную память, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает. Тогда в следующий раз будет легче их вспомнить. А что такое слуховая память? Слуховая память связана со слуховым анализатором. Упражнение «Запомни слова». Родители читают следующие слова: дом, ручей, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей и просят назвать слова, которые ребенок можешь вспомнить. За каждое слово ребенок получает 1 балл. А теперь поговорим об осязательной памяти – это способность запоминать ощущения от прикосновения к разным предметам. В вашей памяти хранится множество информации о том, каковы на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, тёплые или холодные, мягкие или жёсткие и т. д. Упражнение «Отгадай на ощупь». Ребенка просят закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат в мешочке, и отгадать, что это. Потом ребенок описывает предмет, какой он на ощупь. Обонятельная память — память запахов. Она связана с работой обонятельного анализатора. Упражнение «Отгадай по запаху». Ребенку предлагают с закрытыми глазами, только с помощью обоняния угадать, какие предметы лежат перед ним. Если ребенок не смог отгадать какой-нибудь предмет, тогда ему предлагают с открытыми глазами, ещё раз понюхать и почувствовать его запах. Дальше задают вопросы: Какие ощущения, мысли и чувства вызывает в тебе этот запах, какое настроение у тебя было, когда ты его вдыхал? Если это получится, то ты запомнишь запах этого предмета и в следующий раз наверняка не ошибёшься! Вкусовая память — это память, которая помогает запоминать вкус различных продуктов. Домашнее задание. Совместно с родителями дети выполняют и обсуждают результаты своих исследований: Необходимо подготовить несколько съедобных предметов, имеющих характерный вкус: сладкие, горькие, кислые и т. д. Закрыть глаза и угадать, что сейчас пробуешь. Вспомнить ситуацию, когда уже пробовал тот или иной продукт. Какое ощущение и настроение у ребенка тогда было? Открыть глаза и проверить, правильно ли угадал. Помимо образной памяти, сохраняющей образы восприятия, есть и другие виды памяти. Двигательная (или моторная) память позволяет нам запоминать различные движения. Она помогает вырабатывать навыки и привычки. Если бы не было этого вида памяти, то нам всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, держать ложку, писать ручкой. Именно двигательная память позволяет нам делать многие движения, не задумываясь о них. Вопросы детям и родителям: Какие двигательные навыки и привычки есть у вас, о которых вы не задумываетесь и сознательно не контролируете? Например, когда вы бежите по лестнице, хлопаете в ладоши, пишете в тетради и другие. Они не всегда были такими легкими для выполнения. Для этого требовалось много усилий и тренировок, когда вы были младенцами. Именно двигательная память позволила вам запомнить все эти усилия. Существует эмоциональная память. Мы помним наши чувства, эмоции, переживания. Вспомните какое-нибудь важное событие в вашей жизни. Например, как праздновали день рождения? Скорее всего, вы сразу же вспомните, что тогда чувствовали. Вспомните, какое настроение у вас было, что вы переживали в тот момент. Сохранить все эти воспоминания нам помогает эмоциональная память. Итак, на нашей встрече мы говорили о важной человеческой способности — памяти. Теперь вы знаете, что память включает в себя:
Познакомились с различными видами памяти — образной, моторной, эмоциональной. Узнали различные приёмы, которые облегчают человеку процесс запоминания и вспоминания. И в дальнейшем вы можете сами развивать у себя замечательную человеческую способность — память.
|