Клюева Оксана Васильевна Педагог-психолог 1К МБДОУ ДСОВ «Сказка» п.Унъюган, Октябрьский район, Ханты-Мансийский АО-Югра
Цель: упражнять детей в распознавании основных цветов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Оборудование: у детей – набор цветных карандашей (не менее 12 штук).
Педагог-психолог: Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Дождь кончается – Она появляется, Семицветная дуга Под названьем … (Радуга)
Возможно, вам, ребята, посчастливилось видеть необыкновенно красивую картину: только что отшумел и ушёл прочь летний дождь, из-за туч появилось солнышко – и через всё небо от края до края встала яркая разноцветная дуга. Семь полосок. Это радуга. Увидев радугу, люди загадывают желания, улыбаются, радуются. Если вслушаться в слова «радуга» и «радость», то можно услышать что-то общее. Что? Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! Я на радугу-дугу Полюбуюсь побегу – Семицветную цветную На лугу подстерегу. Я на красную дугу Наглядеться не могу, За оранжевой, за жёлтой Вижу новую дугу. Эта новая дуга Зеленее, чем луга. А за нею голубая, Точно мамина серьга. Я на синюю дугу Насмотреться не могу, А за этой фиолетовой Возьму да побегу... Солнце село за стога, Где ты, радуга-дуга? Е.Благинина Цвета радуги идут в строго определённом порядке и никогда не меняют своих мест. Сейчас я буду называть эти цвета, а вы, ребята, выкладывайте карандаши такого же цвета слева направо. Красный, оранжевый, жёлтый, голубой, синий, фиолетовый. Задание 1. «Закрась клетки». Вы видите в тетради семь пустых клеток. Закрась каждую клетку по очереди семью лежащими перед вами карандашами. (Самостоятельная работа. Повторение названий цветов в указанном порядке.)
К О Ж З Г С Ф
Скажите, какие предметы красного цвета вы встречали? Оранжевого? Желтого? И так далее.
Задание 2. «Нарисуй радугу». А теперь цветными карандашами, лежащими перед вами, нарисуйте радугу, соблюдая нужную последовательность цветов. (Самостоятельная работа. Проверка. Повторение названий цветов в указанном порядке.) Какие ещё цвета, кроме цветов, присутствующих в радуге, вы знаете?
Задание 3. «Поиск». А сейчас предлагаю вам отгадать загадки, в которых описываются предметы определённого цвета.
Мальчик сидит на кухне за столом, рисует карандашами крота, вылезающего из-под земли, траву. На столе ваза с апельсинами. На холодильнике магнит «арбуз». Рядом кошка лакает молоко из блюдца. В открытую форточку заглядывает воробей.
Фрукт оранжевый, красивый, Съешь его – прибавит силы, Витамином С богат И полезен для ребят. (Апельсин.) На лугу растёт она, Высока и зелена. С лугом простится – В сено превратится. (Трава.) Словно уголь, чёрный, Работник проворный. Под землёю, как шахтёр, Роет длинный коридор. (Крот.) Полосатый и большой, С зелёной толстой кожурой, Мякоть алая внутри И море семечек, смотри! (Арбуз.) Только родившись, младенец Его начинает пить; Этот напиток белый Даёт ему силы жить. (Молоко.) Я бываю красный, синий… Мой костюм из древесины. Если ты меня отточишь – Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш.)
В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орёл, а всё же птица. (Воробей.) Закройте тетрадь. Напрягите свою память и попробуйте повторить слова-отгадки таким образом: я называю цвет – вы отгадку. Зелёный - ? (Трава.) Белый - ? (Молоко.) Оранжевый - ? (Апельсин.) Чёрный - ? (Крот.) Серый - ? (Воробей.) Зелёный, алый - ? (Арбуз.) Красный, синий - ? (Карандаш.)
Задание 4. «Цветик-семицветик». Может быть, кто-то из вас уже слышал о волшебном цветике-семицветике из сказки В.Катаева. Его лепестки имеют такие же цвета, как в радуге. Педагог очень кратко пересказывает сказку.
Волшебница подарила девочке Жене чудесный цветик-семицветик. Если оторвать один из его семи лепестков, бросить и сказать: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы сделалось то-то и то-то. И это тотчас сделается. Женя так и поступила. Она попросила цветок исполнить желания, которые не принесли ей радости, потому что они были загаданы по глупости или из зависти к другим детям. А вот когда у Жени остался последний лепесток и она всерьёз задумалась над тем, как его использовать, тут она и познакомилась с очень милым мальчиком Витей, который не мог играть, бегать, как другие мальчишки, потому что был хромым. И тогда Женя, не задумываясь, загадала последнее желание: «Вели, чтобы Витя был здоров!» Мальчик выздоровел, и только это событие принесло Жене удовлетворение. Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Быть добрым, помогать людям, думать не только о своём благополучии.) А теперь я предлагаю вам разукрасить цветик-семицветик, помещённый в ваших тетрадях. Начинать разукрашивать можно с любого лепестка, но при этом постарайтесь придерживаться всё той же последовательности. (Дети хором повторяют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
Задание 5. «Подведём итог занятия». Вспомните, о чём мы говорили в начале занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал» …
|