Семинар – практикум для родителей по теме: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Подготовлен и проведен воспитателем Высшей квалификационной категории Шаповал Г.Г. в ГБДОУ №50 Василеостровского района Спб Дата проведения :14.09.12 Оформление: Выставка методической литературы по теме семинара, наборы картин, детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников, иллюстрации о природе. В группе звучит спокойная музыка, столы накрыты для чаепития. Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития словесного творчества, фантазии детей, способствующими совершенствованию связной речи. Задачи: Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром и природой. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям. Расширять степень включенности родителей.
Уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Спасибо, что нашли время и пришли на семинар-практикум, который, надеюсь, поможет разобраться в том, как лучше развивать речь ребенка. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника. Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен вести себя и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю) Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. Общение ребенка с другими детьми. Речь взрослого – образец для подражания. Развитие мелкой моторики рук. Чтение детской художественной литературы. Игры с ребенком взрослых и друзей. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (предложить высказаться родителям) Воспитание звуковой культуры речи. Словарная работа. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию – связная речь. Ребенок к четырем годам. Правильно произносит отдельные звуки.
|