Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Учеными доказано, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Это, прежде всего дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. И если, именно в дошкольном возрасте, не оказать такому ребенку посильную квалифицированную помощь в устранении этой проблемы, то это приведет к ЗПР, а в дальнейшем к легкому когнетивному расстройству и рукой подать до умственной отсталости. Поэтому для таких детей открыты логопедические группы, в которых своя специфика работы. При работе с родителями детей с ОНР, каждый из нас обязан донести до сознания родителей важность этой проблемы. По своей безграмотности или же по своей боязни остаться в неукомплектованной детьми группе, часто воспитатели становятся на сторону наименьшего сопротивления родителей. В таком случае мы совершаем «преступление» прежде всего перед ребенком. Он не должен ощущать дискомфорта из-за этой проблемы. А зачастую, как раз его мы и создаем. Для каждого родителя естественно это болезненно, но мы должны разъяснить, что это не так страшно. В логопедической группе выполняется полный объем общеобразовательной программы, кроме того, проделывается большая, системная коррекционная работа. И, на мой взгляд, такая система планирования работы, как в логопедической группе, наиболее удачна и продуктивна. Родителей сразу отпугивает то, что необходимо пройти специалистов (лора, окулиста, невролога, психиатра) и комиссию ПМПК. Хочу разъяснить, для чего это делается. Для максимального устранения нарушений речи у дошкольников осуществляется благодаря созданию оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из таких условий является комплектование группы детьми, имеющими только речевые нарушения. Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы: - воспитание звуковой культуры речи; - формирование грамматического строя речи; - расширение словарного запаса; - развитие связной речи; - развитие мелкой моторики; - формирование навыков письма; - обучение чтению. Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.
Скачать полный конспект
|