Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми
Развитие речи у детей
Автор: Анна Жуйкова   
24.03.2014 11:03

Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьмиСодержание
1. Цель. Подготовка индивидуального логопедического занятия
2. Этапы исправления неправильного звукопроизношения
3. Автоматизация звука
4. Игровые формы организации и проведения индивидуального логопедического занятия
5. Список использованной литературы
6. Приложение
1. Цель. Подготовка индивидуального логопедического занятия.
Цель  логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
При их подготовке и проведении логопед должен:
Сформулировать тему и цель занятия;
Определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
Постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
Разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
Учитывать зону ближайшего развития ребенка;
Осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
Кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
Использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
Уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
2.Этапы исправления неправильного звукопроизношения
Процесс исправление неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
3.Автоматизация звука
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем различным видам развернутой речи.
4. Игровые формы организации и проведения индивидуального логопедического занятия
Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.
Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведем несколько вариантов.
К нам пришел гость:

Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
гость приносит с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные задания.

Идем в гости.

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости:

удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка.

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо.

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

План.

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес.

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка.

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время.

Проявляющаяся картинка.

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк.

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки)не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько в слове слогов и т.п.

Веселая школа.

В одном случае ребенок попадает в необычную школу(например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает  другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от его лица.

В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие – сказка.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой  ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания(замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.) На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно это не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый педагог  может продолжить его своими наработками и идеями.

Список использованной литературы

Борисова Е.А Индивидуальные логопедические занятия с дошкольникам. Методическое пособие. М.,2008.
Епифанова О.В. Автоматизация звука «Р». Учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2011.
Пятница Т.В. Рабочая тетрадь логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,2011.
Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. М., 2004.
Поваляева М.А.  «Справочник логопеда» Ростов-на-Дону, 2003 г.
Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Приложение (примеры заданий для автоматизации звука С)

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко» - широко, открыть (закрыть) рот – 10 раз;

«Улыбка – поцелуй» - чередовать имитацию этих действий – 10 раз;

«Маятник» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз;

«Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя –пя…;

«Трубочка» - вытянуть губы как для звука У, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнить на счет от 1 до 10 – 5 раз;

«Чашечка» - рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой», максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ. Удерживать на счет 1-10 – 5 раз.

Оценить, правильно ли говорит мышонок Вася, исправить проговаривая:

Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпите.

Многократное повторение  чистоговорок:

У Сани сани едут сами.

У Сони санки,

У Сани танки.

Отгадай загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее...    (Лиса)

Меня спроси, как я тружусь.

Вокруг оси соей кружусь.   (Колесо)

Желтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнышко стоит,

Туда он и глядит.    (Подсолнух)

Произнеси слова «ласково»:

Сыр, сын, сук, сахар, сундук, совок, собака, салат.

Повторить несколько раз пары слогов с ударением на второй слог:

са – Са, со – Со, су – Су, сэ – Сэ, сы – Сы.

Образовать множественное число, повторить слова парами:

Оса, коса, волос, полоса, лиса, покос, вопрос, абрикос, вкус.

Образовать от предложенных существительных прилагательные:

Вкус, грусть, теснота, интерес, кислота.

Исправить ошибки мышонка Васи:

Он густое, она густые, оно густое, они густой;

Он пустые, она пустой, оно пустая, они пустое.

Повторить слог со звуком С:

СУ -, ТО - , КА-, СА-, СУ-, МО-, ТЭ-, СА-, ХА-, СУ-, СЭ-, ПА-, ХА-, СА-, ФО-, СО-, ВУ-, СУ-, МЫ-, СЭ-, СА-, СО-, СУ-.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год