Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Анна Жуйкова | |||
24.03.2014 11:03 | |||
Содержание Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить; В каждом варианте ребенок выполняет предложенные задания. Идем в гости. В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости: удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать; Посылка. Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания. Письмо. Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал. План. Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»). Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад») Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз. Поле чудес. Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку. Стройплощадка. Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время. Проявляющаяся картинка. Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания. Цирк. Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки)не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько в слове слогов и т.п. Веселая школа. В одном случае ребенок попадает в необычную школу(например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от его лица. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание. Занятие – сказка. В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания(замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.) На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания. Конечно это не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый педагог может продолжить его своими наработками и идеями. Список использованной литературы Борисова Е.А Индивидуальные логопедические занятия с дошкольникам. Методическое пособие. М.,2008. Приложение (примеры заданий для автоматизации звука С) Артикуляционная гимнастика: «Окошечко» - широко, открыть (закрыть) рот – 10 раз; «Улыбка – поцелуй» - чередовать имитацию этих действий – 10 раз; «Маятник» - рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) – 10 раз; «Лопатка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя –пя…; «Трубочка» - вытянуть губы как для звука У, в образовавшееся «окошечко» просунуть язык, свернутый трубочкой, выдувать воздух. Выполнить на счет от 1 до 10 – 5 раз; «Чашечка» - рот открыт, широкий язык прогнуть «чашечкой», максимально широко открыв рот, чтобы язык не касался губ. Удерживать на счет 1-10 – 5 раз. Оценить, правильно ли говорит мышонок Вася, исправить проговаривая: Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпите. Многократное повторение чистоговорок: У Сани сани едут сами. У Сони санки, У Сани танки. Отгадай загадки: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут ее... (Лиса) Меня спроси, как я тружусь. Вокруг оси соей кружусь. (Колесо) Желтый Антошка Вертится на ножке. Где солнышко стоит, Туда он и глядит. (Подсолнух) Произнеси слова «ласково»: Сыр, сын, сук, сахар, сундук, совок, собака, салат. Повторить несколько раз пары слогов с ударением на второй слог: са – Са, со – Со, су – Су, сэ – Сэ, сы – Сы. Образовать множественное число, повторить слова парами: Оса, коса, волос, полоса, лиса, покос, вопрос, абрикос, вкус. Образовать от предложенных существительных прилагательные: Вкус, грусть, теснота, интерес, кислота. Исправить ошибки мышонка Васи: Он густое, она густые, оно густое, они густой; Он пустые, она пустой, оно пустая, они пустое. Повторить слог со звуком С: СУ -, ТО - , КА-, СА-, СУ-, МО-, ТЭ-, СА-, ХА-, СУ-, СЭ-, ПА-, ХА-, СА-, ФО-, СО-, ВУ-, СУ-, МЫ-, СЭ-, СА-, СО-, СУ-.
|