Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал(иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно в работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов-по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц, людей. При этом различение неречевых звуков должно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета был более полным и ребенок мог догадаться, что это за предмет, ему необходимо его потрогать, рассмотреть, взять в руки. Кроме того полезно будет выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы на слух, без опоры на зрение. Работа начинается с элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно». Для формирования неречевых звуков предлагаю применить следующие специальные упражнения: -«Шумящие коробочки»; -«Что как звучит»; -«Где позвонили»; -«Громко-тихи»; -«Камертон». 1. «Шумящие коробочки»
Используются два комплекта небольших коробочек (для взрослого и ребенка), наполненные различными материалами, которые издают различные звуки при встряхивании. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, бумажные шарики и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь. 2. «Что как звучит» Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть предметы в вашей группе зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало». Не забывайте, меняться ролями. 3. «Где позвонили» Целью данного упражнения является определение направления звука. Для этой игры необходим колокольчик или же будильник. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показывает направление, потом открывает глаза и проверяет себя. Данное упражнение также позволит диагностировать у ребенка слух. 4. «Громко-тихо» Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями. 5. «Камертон» Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги ( слог-один удар), на каждом слове включая предлоги, рука или нога меняется. Вот такие простые игровые приемы помогут вам развить фонематическое восприятие у дошкольников. Так как четкое и правильное восприятие фонем родного языка залог успешного развития речи в целом. Подготовила: воспитатель Горбунова Оксана Владимировна МБДОУ «Детский сад №70» г. Владимир.
|