Проект: Творчество А. С. Пушкина. Введение. Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений. Творчество А.С. Пушкина помогают ребёнку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи – это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание. Цель проекта: Развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. Пушкина. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. 2. Учить детей слушать стихи и сказки, развивать слуховую память. 3. Развитие словесного творчества, эстетического восприятия окружающего мира. 4. Активизация и обогащение словаря детей. 5. Знакомство с народным творчеством, фольклором. 6. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, взаимопомощи. Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели группы. Предполагаемый результат: Создание условий для обогащения знаний о сказках А.С.Пушкина (портрет Пушкина, сказки, иллюстративный материал). Воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы. Умения запоминать стихи и сказки А.С. Пушкина. Работа над проектом: Первый этап – подготовительный: Подбор справочной, познавательной, художественной и поэтической литературы по теме проекта. Цель: Составление плана мероприятий на неделю, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе был разработан план проекта, определяя его цели и задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, воспитатели и родители. Проведение беседы: Какие сказки А.С.Пушкина ты знаешь? Название сказок, содержание. Поэзия А.С.Пушкина. Красота природы, сезонные явления природы. Герои сказок А.С.Пушкина. Называние героев сказок и их характеристика. Чему учат сказки и стихи А.С.Пушкина Воспитание добрых чувств, взаимоотношений между людьми, умение видеть красоту природы. Второй этап – основной: Цель: Создание условий, чтение, прослушивание, и рассказывание сказок, разучивание стихов А.С.Пушкина. Формировать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитание эстетических и добрых чувств. Привлечение родителей к познавательной и творческой деятельности с детьми. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей (выставка рисунков по теме «творчество А.С.Пушкина), работа педагогов и родителей. С детьми проводилась непосредственно образовательная деятельность, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с творчеством А.С.Пушкина. Проводились консультации для родителей: «Сказки А.С.Пушкина дома». Вся работа по проекту строилась по темам: «А.С.Пушкин», «Сказки для детей», «Поэзия А.С.Пушкина». 1. Сказки А.С. Пушкина. Непосредственно образовательная деятельность. «Сказки А.С.Пушкина» Образовательные области: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы. - Биография А.С. Пушкина; - Какие сказки Пушкина читаете дома; - Поэзия для детей. Образовательные области: Художественное творчество. Лепка «Золотая рыбка» Аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Рисование «Золотой петушок»
Образовательные области: Познание (конструирование).
Конструирование «Град на острове стоит» 2. Мероприятия по реализации проекта. 1. Выставка детского творчества и сотворчества детей и родителей. - «Мои любимые сказки» - «Герои сказок А.С.Пушкина» - «Природа в поэзии А.С. Пушкина» 2. Викторина: «Творчество А.С. Пушкина» 3. Работа с родителями: Осуществить совместный проект детей-родителей-педагогов. - Какие сказки А.С.Пушкина читаете детям. - Как сказки А.С.Пушкина помогают воспитывать и обучать детей. - Беседа на тему: «Роль сказок А.С.Пушкина в жизни детей» Литература: 1. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома, 4-5лет, изд. Оникс, М,2008. 2. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7лет, М., изд. Оникс, , 2006. 3. Л.Н. Елисеева, Хрестоматия для маленьких, М., изд. Просвещение, 1982. 4. Н.В. Нищева, Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, Спб, Детсво-Пресс, 2009. 5. А.С. Пушкин, Сказки ,Омега-пресс, 2007. 6. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Знакомим дошкольников с литературой, М., ТЦ. Сфера, 2005.
|