Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Идея "педагогики способностей", выдвинутая Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, впоследствии получила свое развитие в работах философов, психологов, физиологов и педагогов. Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластическую выразительность движений. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется.
Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений и формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах - на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях, а также на различных воспитательских занятиях и в свободной досуговой деятельности. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, но под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Сочетание музыки, движения и речи способствует развитию координации общих движений, тонкой моторики рук и произвольных мимических движений, нормализует темп и ритм дыхания, речи, что является важным в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями. По этой причине нами была разработана система профилактических мер, призванных уменьшить незначительные нарушения речи у детей пятого года жизни с целью уменьшения количества детей посещающих логопедические группы и тем самым дать возможность логопеду уделять больше внимания детям со сложными речевыми нарушениями. Предложенный план является примерным и может быть переработан, исходя из условий и возможностей конкретного дошкольного образовательного учреждения, педагогов и уровня развития детей. Предложенные упражнения по развитию музыкально- ритмических движений позволяют преодолеть речевые нарушения у детей дошкольного возраста путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения - улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность.
|