Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад по обмену опытом
Развитие речи у детей
Автор: Гулюза Хазиева   
29.03.2014 00:55

Доклад по обмену опытом15 апреля 2009 года на базе МБОУ СОШ № 4 р.п. Чишмы в соответствии с приказом БГПУ им. М. Акмуллы № 68/н была открыта экспериментальная площадка по теме: «Конструирование единой предметно- образовательной среды учреждений ДОУ- школа» (директор Балихин Владимир Петрович).  Сроки проведения эксперимента с 08 января 2009 года по 01 октября 2013 года. Предполагаемые результаты исследования, их научная новизна и практическая значимость: должна повыситься  эффективность учебно-образовательного процесса в детском саду и начальной школе.
Научные  руководители работы: Гаязов Альфир Суфиянович доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики  и Овчинникова Елена Вячеславовна преподаватель кафедры пед агогики БГПУ им. М. Акмуллы.
Были приобретены   материалы  М. Монтессори, которые мы  используем в работе с детьми.
Силами воспитателей и родителей в группах оборудованы «Уголки экспериментирования». По результатам смотра экспериментальных уголков по наполняемости материалами, новизне заняли группы № 4,№ 5, №6, № 10, №11, за что были награждены подарками для детей.


В детском саду  создана материально-техническая база для работы по системе М.Монтессори:
1. Собраны Монтессори-материалы.
2. Создана предметно-развивающая среда.
3. Оборудованы уголки экспериментирования в группах
4. В методическом кабинете  имеется  соответствующая литература.
В каждой возрастной группе разработано перспективное планирование работы   по методике М.Монтессори с сентября по май. Во второй половине дня  во всех видах деятельности детей педагоги проводят работу с материалами. Тематика деятельности  с детьми разного возраста общая, но содержание работы отличается сложностью формируемых навыков. В процессе ознакомления с темой обязательно включаются все анализаторные системы ребёнка, комплексы ощущений всех органов чувств. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора.
Мы хотим показать вам презентацию по работе педагогов с детьми в нашем детском саду.
Монтессори- материалы охватывает несколько зон.
Первая "Зона практической жизни", где дети приобретают важные практические умения. Цель этих упражнений — помочь ребенку научиться заботиться о себе . Дети быстро учатся сами ухаживать за собой. Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом будет поздно. А при общении дети должны услышать: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Воспитатель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.
В этой зоне  находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов, рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.
Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

 

Шнуровки
Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона. Это игрушки различной формы, шнурки — разной длины.
Занимаясь со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму.

Рамки с застежками
Это деревянные рамки с различными застежками большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками - «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли.
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику.

Предметы для пересыпания и переливания
Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания. Как правило, упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из одной посуды в другую. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Метод Монтессори — это педагогика без наказаний.

Далее идет "Зона сенсорного воспитания". Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори - материалом, который тоже разделены на несколько групп:

-материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами , розовая башня, коричневая лестница, красно- синие  штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников. Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий, высокий и т. п.
Коричневая лестница
Коричневая лестница — это 10 деревянных призм коричневого цвета, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты с длиной ребер от 1 до 10 см.

Розовая башня
Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.

Блоки цилиндров
Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у ребенка мелкую моторику рук.
-  материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью ;складывание салфеток.
В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
-  Материалы для развития барического чувства (различения веса)
В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру. Можно развивать «барическое» чувство — умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы.
3 зона Математическая. Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, названия которых ребенок запоминает через тактильные ощущения. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет — все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе. Монтессори - материал учит детей мыслить логично и точно.

Геометрические тела
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм.

Красно-синие штанги
Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления.

Шершавые цифры
Это десять карточек с шершавыми контурами цифр от 0 до 9.
Обводя пальчиком каждую цифру, ребенок запоминает название через тактильные ощущения.


4. ЗОНА  ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.
В этой зоне ребенок  расширяет словарный запас, учится читать и писать. Дети обводят пальчиками буквы русского алфавита, цифры, волнистые линии и пишут их на манной крупе на подносе.
Сюда входит материал для расширения словарного запаса ,материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.
Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы направить  ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, пощупать, попробовать на вкус, т.е. все прочувствовать. Ребенку необходимо научиться контактировать с предметами лично. Основной лозунг М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год