Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Рыжакина Анна Николаевна | |||
07.06.2014 00:22 | |||
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! 4. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме, что повышает интерес у детей к работе. В свой работе я стараюсь, чтобы дети не просто выполняли определенный движения, но и проговаривали небольшие рифмовки. «Солдаты» Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши – Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились. (Соответствующие движения.) 5. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма. ДОМИК Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком) Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой стоят - Угощенье для ребят. 6. Массаж и самомассаж. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. В своей практике я использую: - самомассаж лицевых мышц, - самомассаж кистей и пальцев рук, - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам: * Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. * Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. * Можно использовать без специального медицинского образования. Комплекс самомассажа лица “Солнышко проснулось” Ладошка – это солнышко, А пальчики – лучи. (Поглаживать пальчики от кончиков вниз) Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи Солнышко милое, Поделись своею силою! Просыпайтесь лучики, (Поглаживать пальчики от кончиков вниз) Согревайтесь рученьки. Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись, Быстро встали на зарядку, Рассчитались по порядку: Мизинчик, безымянный, средний, указательный, большой. Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило, и погладило. Солнышко проснулось, Щёчек прикоснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило, и погладило. Солнышко проснулось, Подбородочка коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило, и погладило. Потеплело, потеплело. Наши ручки – потянулись. Наши губки – улыбнулись. 7. Релаксация. Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Например: Представьте себе, пожалуйста, что Вы находитесь на берегу моря. Вам тепло, хорошо. Мышцы Вашего лица расслаблены. Солнышко Вас согревает. Но вот на ваш нос сел комарик. Попробуйте прогнать его, напрягая все мышцы лица. Комарик улетел, и лицо может отдохнуть. Таким образом, использование коррекционно-развивающих технологий в нашей деятельности становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и перспективным средством профилактики речевых нарушений. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Мы с вами, воспитатели детского сада, должны руководить процессам формирования у детей правильного звукопроизношения. Во время непосредственно образовательной деятельности, прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. Из моего выступления видно, что в общей системе работы по развитию речи большое место занимают игры. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Если рассмотреть игру в разрезе федеральных государственных требований к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она – игра соответствует каждой образовательной области. Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. Необходимо также научить родителей использовать игры, направленные на профилактику речевых нарушений, в домашних условиях?
|