Картотека по развитию фонематического слуха в подготовительной группе «Волшебные кубики» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Щукина Елена Радионовна | |||
06.09.2016 09:10 | |||
Картотека по развитию фонематического слуха в подготовительной группе «Волшебные кубики» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная задачи:
оборудование: Кубики на, каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
описание: Ребенку предлагают собрать слово, например: «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н]. «Найди братца» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная задачи: задачи:
оборудование: Предметные картинки описание: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд. «Вертолина» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи: Развивать умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук. Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки. Описание: Дети по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ребенок должен назвать слово. За правильно выполненное задание игрок получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель. «Кто в домике живет?» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи: Развивать умение определять наличие звука в слове. Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок. Картинки: Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь. Описание: педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные и т.д.), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой. «Замени звук» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи:
Оборудование: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться Описание: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем, произносит слово, а ребенок заменяет звук в исходном слове на заданный и произносит получившееся. Например: кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть, враг – врач, клюв – ключ, мел – меч, санки – танки, дочка – точка, рожки – ложки, майка – чайка, почка – бочка, корка – горка. По мере тренировки игру можно проводить на слух. По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок «Где наш дом?» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи: Развитие умения дифференцировать сходные звуки. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш]. Описание: Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки. Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол. «Поезд» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи: Развитие умения определять количество звуков в слове. Оборудование. Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки: Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот (кошка). Описание педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места. «Цепочка слов» Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи:
Описание: Можно играть вдвоем или группой. Один из играющих называет любое слово (существительное в ед. числе именительном падеже) второй – придумывает слово на его последний звук, третий – на последний звук этого слова и т. д, выстраивая цепочку из слов. Например: Аня – яблоко – осень – нитки – индюк – кот — трос – собака и т.д. Из одного слова много Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи:
Описание: Играющие должны составить из букв, входящих в какое – либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове Например: электростанция (трос, станция, ток, танк и т.д.) Чей голосок? Приоритетная образовательная область: развитие речи Виды деятельности: игровая, двигательная, социально – коммуникативная Задачи: Развитие слухового восприятия. Описание: Водящий становится к классу спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию логопед. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим. Примерный материал. Мы немножко поиграем, (Имя водящего.) Вот лягушка по дорожке К нам кукушка в огород «Ку-ку! Ку-ку!» Мы по кругу идем, «Лисичка, кто я?»
|