Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках речевого развития «Глаголики»
Развитие речи у детей
Автор: Максимова Любовь Александровна   
05.09.2021 20:13

Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках речевого развития «Игры и упражнения в повседневной деятельности детей среднего – старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обучению образования слов-действий (глаголов)» «Глаголики»Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках речевого развития «Глаголики»

«Игры и упражнения в повседневной деятельности детей среднего – старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обучению образования слов-действий (глаголов)» 

Руководитель — воспитатель: Максимова Любовь Александровна

Пояснительная записка.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно интенсивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут 5-6 годам, то этот путь, как правило не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Богатый словарный запас ребенка является важнейшим условием для успешного обучения в школе.

Глаголы появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными. Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности сегматических полей, трудностях актуализации словаря.

 

Скачать конспект

Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики.

Проблема обучения детей словам – действиям актуальна. Это отражено в работах Р. Е Левиной, Г. В, Т. Б. Филичевой, Г. А. Чиркиной, Г. А. Каше и других. Работы представителей науки отчетливо доказывают насколько важным в речевом развитии является обучение детей с общим недоразвитием речи словам – действиям. Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая, то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики. Исследования показали, что система обучения приводит к большим сдвигам в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.

Цель дополнительной образовательной программы — обучение детей среднего – старшего дошкольного возраста глагольной лексики.

Ведущая идея: чтобы дети через разнообразные игры и упражнения усвоили правильно глагольную лексику.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с глагольной лексикой;
  • Формировать умение детей образовывать формы единственного и множественного числа;
  • Формировать умение образовывать форму повелительного наклонения, употреблять глаголы в нужном времени;
  • Закреплять умение подбирать нужные глаголы, опираясь на наглядный материал.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, любознательности;
  • Развитие волевых качеств;
  • Развитие мыслительной и речевой активности детей.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к картинкам;
  • Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, не перебивать;
  • Формировать умение работать в коллективе.

Виды деятельности, лежащие в основе программы:

  • Рассматривание различных иллюстраций, слушание и запоминание новых слов глаголов их значение.
  • Придумывание продолжения предложения; выбор правильного слова;
  • Рисование своего любимого занятия;
  • Называние глаголов на основе иллюстраций;
  • Дидактические игры;
  • Настольно – печатные игры;
  • Словесные игры.

Формы и методы, используемые при работе с детьми в рамках реализации программы:

В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, практические занятия, игры, развлечение.

Методы:

  • Наглядные (наблюдение, демонстрации)
  • Словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
  • Практические (игры и упражнения)

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в том, что учитывались индивидуальные особенности детей, их интересы. В соответствии с этим подбирались и апробировались игры и упражнения для обучения детей образованию слов – действий.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 3 года.

Формы и режим занятий:

Ежедневно использовать игры и упражнения для обучения детей образованию слов – действий включая в образовательную деятельность режимных моментов и 2 раза в месяц включать в организованную образовательную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • дети научатся называть действий во картинкам;
  • заканчивать предложения выбрав вариант окончания, придумать концовку, выбирать из двух предложений правильное, выбирать слова наиболее подходящие по смыслу, соотносить изображение на картинке с глаголом в нужном лице, числе, роде;
  • Использовать глаголы повелительного наклонения, спрягать их, образовывать глаголы с приставкой.

Диагностические задания для выявления уровня освоение детьми программы дополнительного образования

Для выявления уровня сформированности была разработана система диагностики в основу, которой были положены работы Г. В. Чиркиной, отмеченные в книге «Методы обследования речи детей». Система работы состоит из нескольких компонентов.

  1. «Называть действие по картинкам»
  2. «Закончить предложения, выбрав вариант окончания, придумать концовку, выбрать правильное предложение.
  3. «Соотнести предложение на картинке в нужном лице, роде, числе.
  4. «Выбрать слова наиболее подходящее по смыслу».

В методиках Г В Чиркиной не было предложено данных для количественного анализа. Эти данные были составлены самостоятельно:

  • точное наименование – 3 балла
  • ответ словочетанием, близкая вербальная замена – 2 балла
  • отказ, замена глагола на существительное — 1 балл.

Количество заданий по каждой методике умножалось на три и получался максимальный результат. Минимальный результат получался путем умножения количества заданий на один.

Уровни достижения результата:

высокий уровень: ребенок адекватно реагирует на предложенное ему задание, дает точное наименование слов действий, активно употребляет в собственной речи с лова-действия, может воспринимать и выполнять задание на слух.

средний уровень: ребенок не сразу понимает предложенное ему задание, долго думает, ищет нахождение правильного наименования или дает ответ словосочетанием.

низкий уровень ребенок не воспринимает задание и отказывается его выполнять, искажает звуковую структуру слова, заменяет глагол на существительное, очень редко употребляет в собственной речи слова действия.

Критерии оценки достижения результата:

1) Правильно точно употреблять в речи слова-действия как

изолированно так и в предложении.

2) адекватно отвечать на вопросы.

Содержание первого компонента педагогической работы.

Цель: Уметь называть действие по картинке употреблять в своей речи слова-действия. Для работы необходим следующий материал: картинки цветные с изображением зайчика выполняющего различные движения: стоит, бежит, смотрит, грызет, потягивается, ест, съел, танцует, пишет, рисует, звонит, идет, читает. Детям необходимо рассмотреть по очереди все картинки и назвать, что делает зайчик одним словом.

Указание: Отвечай одним словом.

Уровни достижения результата:

Высокий уровень: 42 – 37

Средний уровень: 36-28

Низкий уровень: 27 – 14

Содержание второго компонента:

Цель: Уметь заканчивать предложения, выбрав вариант окончания; придумать концовку; выбрать правильное предложение из предложенных. Выделяя голосом слова-действия. Все предложенные задания предлагаются воспринять на слух.

1. Закончить предложения, выбрав вариант окончания:

  • Перелетные птицы улетали в теплые края, потому что…

а) на деревьях появились зеленые листочки;

б) спрятались белки;

в) начались осенние холода;

г) началась гроза.

  • Витя простудился, потому что…

а) собрал в лесу грибы;

б) ехал в автобусе;

в) лез на дерево;

г) долго купался в воде.

2. Закончить предложения, придумать концовку:

  • Медведь осенью засыпает, а весной…
  • Березка от ветра наклонилась, а затем…
  • На красный свет пешеходы стоят, а на зеленый…

2. Выбрать правильное предложение из двух:

а) Взошло солнце, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

б) Грачи прилетели, потому что пришла весна.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Указания: Будьте внимательны.

Анализируя выполнение подобных заданий необходимо особенно учитывать сохранность интеллектуальных способностей испытуемых; достаточный уровень развития фонематического восприятия (при устном предъявлении), позволяющий воспринимать весь объем словесной информации.

Уровни достижения результата:

Высокий уровень: 21 – 15

Средний уровень: 14 – 8

Низкий уровень: менее 7

Содержание третьего компонента педагогической работы.

Цель: Уметь соотносить изображение на картинке с глаголом в нужном лице, роде, числе. Для исследования форм мужского и женского рода прошедшего времени используются картинки на которых изображены мальчик и девочка совершающие одно и тоже действие. Вниманию детей предоставляют картинки следующего содержания: Девочка идет в лес за ягодами – девочки идут в лес за ягодами; мальчик сидит на лугу- мальчики сидят на лугу; девочка катается на коньках – мальчик катается на лыжах; мальчик лепит снеговика – девочка слепила снеговика.

Рассмотрев картинки по очереди детям необходимо ответить кто что делает, указав пальчиком на картинку.

Указания: Будь внимателен, не торопись, подумай кто это и что делают?

Уровни достижения результата:

Высокий уровень: 24 – 17

Средний уровень: 16 – 9

Низкий уровень: менее 8

Содержание четвертого компонента.

Цель: Уметь выбирать слова-действия, подходящие по смыслу предложения.

Детям с общим недоразвитием речи предлагаются на слух прослушать несколько видов предложений, объединенных одной тематикой, выбрав подходящее по смыслу слова-действия.

Варианты предложений:

Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело… (пели, щебетали, чирикали). Нина … (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро… (бегали, ходили, скакали, прыгали) и … (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно… (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка она … (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Указания: Выбери подходящее по смыслу слово-действие. Будте внимательны.

Уровни достижения результата:

Высокий уровень: 21-15

Средний уровень: 14-8

Низкий уровень: менее 7 баллов.

Таким образом по представленной методике можно увидеть на сколько дети с общим недоразвитием речи владеют глагольной лексикой. И опираясь на данные строить свою логопедическую работу с детьми страдающими речевыми нарушениями, начиная с наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организовать работу с родителями подготовить для них консультацию в виде папки раскладушки, сравнительный мониторинг освоения детьми дополнительной образовательной программе по формированию знаний, умений по ней на начало и конец учебного года, провести с детьми игру соревнование «Что? Где? Когда?.

Содержание дополнительной образовательной программы

Для решения проблем предварительной диагностики была разработана система игр и упражнений, направленная на обучение детей образованию слов-действий. По данному направлению была составлена картотека игр и речевых упражнений. Продуман и прописан перспективный план. С детьми проводились тематические занятия с использованием различных игр и упражнений, со сменой вида деятельности.

Во всех режимных моментах использовались игры и упражнения по принципу доступности, наглядности, последовательности, работа велась в направлении от простого к сложному. Использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и групповая.

Для того чтобы дети лучше усвоили глагольную лексику, огромная работа велась с родителями. В разнообразной форме проводились: индивидуальные беседы, родительские собрания, индивидуальные записки, для наглядности была представлена в раздевальной комнате папка-раскладушка.

Для детей самостоятельно была создана предметно – развивающая среда. Все игры располагаются в доступном месте для детей.

В результате обучения, дети стали отвечать увереннее, выделяя голосом слова-действия. А в режимных моментах стали правильно по назначению глаголы. В результате такой продуктивной работы дети стали: — называть действия по картинкам; — заканчивать предложения выбирать вариант окончания, придумывали концовку; — выбирать слова подходящие по смыслу; — соотносить изображение на картинке в нужном лице, числе, роде.

Работая с детьми в этом направлении уровень здоровья не нарушился.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год