Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках речевого развития «Глаголики» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Максимова Любовь Александровна | |||
05.09.2021 20:13 | |||
Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках речевого развития «Глаголики» «Игры и упражнения в повседневной деятельности детей среднего – старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обучению образования слов-действий (глаголов)» Руководитель — воспитатель: Максимова Любовь Александровна Пояснительная записка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно интенсивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут 5-6 годам, то этот путь, как правило не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Богатый словарный запас ребенка является важнейшим условием для успешного обучения в школе. Глаголы появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными. Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности сегматических полей, трудностях актуализации словаря.
Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики. Проблема обучения детей словам – действиям актуальна. Это отражено в работах Р. Е Левиной, Г. В, Т. Б. Филичевой, Г. А. Чиркиной, Г. А. Каше и других. Работы представителей науки отчетливо доказывают насколько важным в речевом развитии является обучение детей с общим недоразвитием речи словам – действиям. Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая, то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики. Исследования показали, что система обучения приводит к большим сдвигам в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи. Цель дополнительной образовательной программы — обучение детей среднего – старшего дошкольного возраста глагольной лексики. Ведущая идея: чтобы дети через разнообразные игры и упражнения усвоили правильно глагольную лексику. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательная:
Виды деятельности, лежащие в основе программы:
Формы и методы, используемые при работе с детьми в рамках реализации программы: В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, практические занятия, игры, развлечение. Методы:
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в том, что учитывались индивидуальные особенности детей, их интересы. В соответствии с этим подбирались и апробировались игры и упражнения для обучения детей образованию слов – действий. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети дошкольного возраста 4-7 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 3 года. Формы и режим занятий: Ежедневно использовать игры и упражнения для обучения детей образованию слов – действий включая в образовательную деятельность режимных моментов и 2 раза в месяц включать в организованную образовательную деятельность. Ожидаемые результаты:
Диагностические задания для выявления уровня освоение детьми программы дополнительного образования Для выявления уровня сформированности была разработана система диагностики в основу, которой были положены работы Г. В. Чиркиной, отмеченные в книге «Методы обследования речи детей». Система работы состоит из нескольких компонентов.
В методиках Г В Чиркиной не было предложено данных для количественного анализа. Эти данные были составлены самостоятельно:
Количество заданий по каждой методике умножалось на три и получался максимальный результат. Минимальный результат получался путем умножения количества заданий на один. Уровни достижения результата: высокий уровень: ребенок адекватно реагирует на предложенное ему задание, дает точное наименование слов действий, активно употребляет в собственной речи с лова-действия, может воспринимать и выполнять задание на слух. средний уровень: ребенок не сразу понимает предложенное ему задание, долго думает, ищет нахождение правильного наименования или дает ответ словосочетанием. низкий уровень ребенок не воспринимает задание и отказывается его выполнять, искажает звуковую структуру слова, заменяет глагол на существительное, очень редко употребляет в собственной речи слова действия. Критерии оценки достижения результата: 1) Правильно точно употреблять в речи слова-действия как изолированно так и в предложении. 2) адекватно отвечать на вопросы. Содержание первого компонента педагогической работы. Цель: Уметь называть действие по картинке употреблять в своей речи слова-действия. Для работы необходим следующий материал: картинки цветные с изображением зайчика выполняющего различные движения: стоит, бежит, смотрит, грызет, потягивается, ест, съел, танцует, пишет, рисует, звонит, идет, читает. Детям необходимо рассмотреть по очереди все картинки и назвать, что делает зайчик одним словом. Указание: Отвечай одним словом. Уровни достижения результата: Высокий уровень: 42 – 37 Средний уровень: 36-28 Низкий уровень: 27 – 14 Содержание второго компонента: Цель: Уметь заканчивать предложения, выбрав вариант окончания; придумать концовку; выбрать правильное предложение из предложенных. Выделяя голосом слова-действия. Все предложенные задания предлагаются воспринять на слух. 1. Закончить предложения, выбрав вариант окончания:
а) на деревьях появились зеленые листочки; б) спрятались белки; в) начались осенние холода; г) началась гроза.
а) собрал в лесу грибы; б) ехал в автобусе; в) лез на дерево; г) долго купался в воде. 2. Закончить предложения, придумать концовку:
2. Выбрать правильное предложение из двух: а) Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. б) Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Указания: Будьте внимательны. Анализируя выполнение подобных заданий необходимо особенно учитывать сохранность интеллектуальных способностей испытуемых; достаточный уровень развития фонематического восприятия (при устном предъявлении), позволяющий воспринимать весь объем словесной информации. Уровни достижения результата: Высокий уровень: 21 – 15 Средний уровень: 14 – 8 Низкий уровень: менее 7 Содержание третьего компонента педагогической работы. Цель: Уметь соотносить изображение на картинке с глаголом в нужном лице, роде, числе. Для исследования форм мужского и женского рода прошедшего времени используются картинки на которых изображены мальчик и девочка совершающие одно и тоже действие. Вниманию детей предоставляют картинки следующего содержания: Девочка идет в лес за ягодами – девочки идут в лес за ягодами; мальчик сидит на лугу- мальчики сидят на лугу; девочка катается на коньках – мальчик катается на лыжах; мальчик лепит снеговика – девочка слепила снеговика. Рассмотрев картинки по очереди детям необходимо ответить кто что делает, указав пальчиком на картинку. Указания: Будь внимателен, не торопись, подумай кто это и что делают? Уровни достижения результата: Высокий уровень: 24 – 17 Средний уровень: 16 – 9 Низкий уровень: менее 8 Содержание четвертого компонента. Цель: Уметь выбирать слова-действия, подходящие по смыслу предложения. Детям с общим недоразвитием речи предлагаются на слух прослушать несколько видов предложений, объединенных одной тематикой, выбрав подходящее по смыслу слова-действия. Варианты предложений: Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело… (пели, щебетали, чирикали). Нина … (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро… (бегали, ходили, скакали, прыгали) и … (ели, глотали, кушали, клевали) крошки. Вдруг незаметно… (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка она … (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала. Указания: Выбери подходящее по смыслу слово-действие. Будте внимательны. Уровни достижения результата: Высокий уровень: 21-15 Средний уровень: 14-8 Низкий уровень: менее 7 баллов. Таким образом по представленной методике можно увидеть на сколько дети с общим недоразвитием речи владеют глагольной лексикой. И опираясь на данные строить свою логопедическую работу с детьми страдающими речевыми нарушениями, начиная с наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Организовать работу с родителями подготовить для них консультацию в виде папки раскладушки, сравнительный мониторинг освоения детьми дополнительной образовательной программе по формированию знаний, умений по ней на начало и конец учебного года, провести с детьми игру соревнование «Что? Где? Когда?. Содержание дополнительной образовательной программы Для решения проблем предварительной диагностики была разработана система игр и упражнений, направленная на обучение детей образованию слов-действий. По данному направлению была составлена картотека игр и речевых упражнений. Продуман и прописан перспективный план. С детьми проводились тематические занятия с использованием различных игр и упражнений, со сменой вида деятельности. Во всех режимных моментах использовались игры и упражнения по принципу доступности, наглядности, последовательности, работа велась в направлении от простого к сложному. Использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и групповая. Для того чтобы дети лучше усвоили глагольную лексику, огромная работа велась с родителями. В разнообразной форме проводились: индивидуальные беседы, родительские собрания, индивидуальные записки, для наглядности была представлена в раздевальной комнате папка-раскладушка. Для детей самостоятельно была создана предметно – развивающая среда. Все игры располагаются в доступном месте для детей. В результате обучения, дети стали отвечать увереннее, выделяя голосом слова-действия. А в режимных моментах стали правильно по назначению глаголы. В результате такой продуктивной работы дети стали: — называть действия по картинкам; — заканчивать предложения выбирать вариант окончания, придумывали концовку; — выбирать слова подходящие по смыслу; — соотносить изображение на картинке в нужном лице, числе, роде. Работая с детьми в этом направлении уровень здоровья не нарушился.
|