«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы) |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Пенькова Елена Владимировна | |||
24.10.2021 21:12 | |||
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы) В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. К сожалению, в настоящее время наша страна переживает очень непростой период. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии. Утеряны понятия истинных ценностей. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких, взрослых и происходит под влиянием ближайшего окружения. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание. Это процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла. Работа в этом направлении невозможна без опоры на героические образы наших предков. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. В основе нашей работы с дошкольниками лежит идея погружения детей в историю прошлого страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию. Вся деятельность направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Особое влияние на дошкольников, оказывают мероприятия, посвященные различным Дням воинской славы. Они создают у детей образ героя, защитника своего государства, смелого, сильного, преодолевающего все преграды на своем пути. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них. Это и герои Отечественной войны, и воины, сегодня стоящие на защите нашей Родины. Для современной России образ Александра Невского является символом мужества, патриотизма и самоотверженного служения народу. Александр Невский — одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, вскоре после смерти канонизированный церковью; человек, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя. Жизнь князя Александра всегда была освещена высокой целью – служить Родине и охранять её от посягательства чужеземцев. Князя именуют благоверным в память о его верности Православию, Отчизне, русскому народу в тяжёлые годы междоусобных браней среди князей и внешнеполитических конфликтов. К сожалению, дети дошкольного возраста, знают очень мало о героях давних лет, не раз спасавших Родину от иноземных захватчиков. Поэтому в преддверии 800-летия со дня рождения Александра Невского нами был проведен цикл мероприятий, посвященных этому герою. Наша работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Начинали со знакомства детей с эпохой, в которую родился и жил князь. Дети вместе с воспитателями просматривали мультимедийные презентации и видеоролики, чтобы ознакомиться с бытом древней Руси, рассматривали книги о древнерусских защитниках Отечества, о военном обмундировании, оружии. Так как, в силу своего возраста, дошкольники предпочитают игровые и деятельностные формы работы, закрепляли все в играх, конкурсах. Ребята изготавливали кольчуги, щиты, мечи, шлемы. Мы знакомили детей с подвигами Александра Невского, для этого подготовили презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским?», «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на Чудском озере (1242 г., вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в котором участвовал князь со своей дружиной. На занятии «О детстве Александра Невского» дети узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей: «Почему князя Александра называют Невским?», «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали пазлы «Невская битва», «Ледовое побоище». Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась, с названиями предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее). В дидактической игре «Четвёртый лишний», дети закрепляли умение отличать старинное снаряжение воинов от современного. Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр». На занятии по ознакомлению с социальным миром, «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский», мы рассказали о причислении Александра Невского к лику святых. В ходе мероприятий дети узнали, что многие художники использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин: — Угрюмов Г.И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793г.; — Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера»; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского»; — М. Нестеров, «Святой Александр Невский» Ещё дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. Все мероприятия были направлены на основную цель-формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Проведенная работа, на наш взгляд, не только познакомила дошкольников с Александром Невским, вся жизнь которого была посвящена одной цели — служить Родине и охранять ее от захватчиков, но и вызвала у детей желание быть сильными, смелыми, благородными. Дальнейший путь разработки проблематики в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста мы видим в необходимости продолжения этой работы на примерах других героев древности и современности. Вывод сделать не сложно. Любите свою Отчизну, свой поселок, свою историю и своих героев и научите этому детей! Воспитатель I категории Пенькова Елена Владимировна
|