Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Садомова Елена Геннадьевна   
23.12.2024 16:47

«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»

Елена Геннадьевна Садомова воспитатель МБДОУ «Детский сад № 394» г.о. Самара

Анализируя свой опыт работы по речевому развитию я пришла к выводу: у детей ограниченность детского словаря, они не владеют речевыми жанрами, отсутствует восприятие речи окружающих. Это вызвало большое беспокойство у меня как у педагога, так как речевое развитие является целостным развитием всей личности ребенка. Наблюдая за своими воспитанниками, хочу отметить, что в настоящее время у дошкольников ежедневно наблюдаю бедный словарный запас, не умеют строить слова в предложения. Педагогам и взрослым необходимо формировать у дошкольников способность грамматически верно излагать свои мысли, делится впечатлениями, рассказывать о различных событиях, пересказывать услышанные художественные произведения.

Новшество методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задача мнемотехники – применение ее как в коллективной, так и в самостоятельной деятельности (пересказ, игра – драматизация, отгадывание загадок).

 

Что же такое мнемотехника

  • Мнемотехника — это техника развития памяти.
  • Мнемотехника — это совокупность правил, методов и приемов, которые облегчают запоминание, сохранение и воспроизведение данной информации.

Знакомить воспитанников с мнемотехникой начинаю постепенно и в игровой форме. Сначала показываю ребенку мнемоквадрат, затем мнемодорожку, а потом только мнемотаблицу. Рисунок или действие, которое нарисовано в мнемоквадрате, может обозначать одно слово, или целое простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате может обозначать слово, словосочетание, и глядя на них сочиняются истории. Мнемотаблицы — это дальнейший шаг за мнемодорожками. Задача таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому предстоит воспроизвести больший объем информации. Мнемотаблицы: способствуют быстрому запоминанию. Развивают основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление. Способствуют развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого. Развивают связную речь, расширяют и обогащают словарный запас. Развивают творческие способности дошкольников. Воспитанники подготовительной группы умеют самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их. У детей при творческой деятельности наблюдается развитие мелкой моторики рук.

Актуальность

В сегодняшнее время высоко возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выхода из детского сада дошкольники должны владеть определенным уровнем развития речевой активности, словарем, грамматическим строем речи, могут перейти от диалога к связному высказыванию. При работе с мнемотаблицой

Мнемотаблицы – это дидактический материал в работе:

  • При обучении составления рассказа
  • При отгадывании загадок;
  • При пересказе художественного произведения
  • При формировании правильной речи;
  • При обогащении словарного запаса.

При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих персонажей, и воспроизводят правильное построение предложения. С помощью мнемотаблиц дети отгадывают загадки, составляют рассказы — описания о предметах, об игрушках, о себе.

Как я уже говорила, мнемотаблицы помогают воспринимать текст при работе с детьми младшего возраста. Особенно важно это для воспитанников, у которых возникают проблемы с речью и слухом, им сложно концентрировать свое внимание во время рассказа вслух. Запоминать стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при пересказе можно смотреть на картинки. Такая методика придает уверенность застенчивым и робким детям, благодаря такой технике дети учатся выступать публично.

Если мы попросим дошкольника рассказать какую-либо историю, то увидим, что связного последовательного рассказа у него не получится. Ребенок делает паузы, сбивается, переключает внимание на другой объект, действие и может не закончить рассказ. И чтобы как то завершить его я вместе с ним рисую мнемотаблицу. Ребенок благодаря такой технике может построить рассказ по сюжетной линии: в его рассказе будет и начало и конец завершенного действия.

Вывод:

В результате использования мнемотаблиц:

  • Расширяются знания об окружающем мире
  • Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно
  • Заучивание превращается в игру, которая очень нравится детям.

Необходимо помнить: что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника.

Список литературы:

  1. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Издательство: Учитель, 2015 г.
  2. Полянская Т. Б. использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство — Пресс, 2010 г.
  3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. Издательство: Феникс
  4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство — Пресс, 2005 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год