Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая семья»
Развитие речи у детей
Автор: Илюшина Ольга Петровна   
24.11.2024 07:36

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая семья»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая семья»

Илюшина Ольга Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад№85»

Аннотация

Работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО [1].

Патриотическое направление.

В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

 

Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

Семья – это важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Эта тема на данный момент очень актуальна, она призвана помочь ребятам разобраться, в чем ценность каждой семьи, помочь сформировать взгляд на доверительные взаимоотношения между членами семьи.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель: Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Задачи:

Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи.

Совершенствовать диалогическую и монологическуюформы речи.

Продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.

Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; разучивание пословиц о семье; дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости».

Оборудование: альбом «Мое генеалогическое древо», альбом «Герб моей семьи», карточки с пословицами о семье, картинки с членами семьи.

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Давайте закроем глазки и произнесём:

«Раз — мы низко приседаем, Два — мы глазки закрываем, Три — попробуем мы встать, Глазки надо открывать!».

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да мы в стране Семейный очаг! А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же

в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка — я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в

страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое

Семейный очаг. Желаю удачи!». Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой? Тогда открываем первую главу, она называется

«Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не

является родственником?

− Мама, соседка, бабушка, сестра.

− Бабушка, подруга, сестра, мама.

− Сестра, продавец, бабушка, брат.

− Дворник, брат, папа, дедушка.

− Дедушка, папа, водитель, отец.

Воспитатель: Ребята, а что такое семья? (Семья – это родные люди, живущие вместе). Правильно! Ещё можно сказать – родственники. Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»

1,2, 3, 4, кто живёт у нас в квартире?

(Дети загибают пальцы, считая их.)

1,2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я — вот и вся моя семья!

3. Исполнительский этап.

Воспитатель: Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая,

«Генеалогическое древо».

Это не просто древо –

Жизни дерево растет!

Ветка вправо, ветка влево –

Получился род.

Корни – это наши предки,

Мама с папой – это ветки,

Ну, а мы с тобой

Зашумим листвой.

Древо слева, древо справа

Тянут ветки на восход –

Получается держава,

Получается народ.

Воспитатель: А у нас в группе тоже есть альбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Может, у вас есть дяди и тёти? Расскажите и о них тоже. (Дети составляют рассказ о своей семье).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Кем члены семьи приходятся друг другу?» Мальчик для папы и мамы кто? (СЫН)

Мальчик для дедушки и бабушки? (ВНУК)

Девочка для папы и мамы? (ДОЧЬ)

Девочка для дедушки и бабушки? (ВНУЧКА)

Папа для дедушки и бабушки? (СЫН)

Мама для дедушки и бабушки? (ДОЧЬ)

Мальчик для девочки в семье кто? (БРАТ)

Девочка для мальчика в семье кто? (СЕСТРА)

(Ответы детей).

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу. Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: А теперь снова садитесь на стульчики игра вторая.

Дидактическая игра «Подбери признаки».

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе,

дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,

большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,

подвижный:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого народа есть герб, гимн,

флаг. Вы с родителями изобразили герб своей семьи. Давайте рассмотрим и

расскажем о них. Дети рассказывают, что символизирует герб их семьи.

Воспитатель: Ребята, семью почитали ещё с древних времён, народ

сложил много пословиц. Я сейчас буду начинать пословицу, а вы продолжать.

«При солнышке тепло, ………………… при матери – добро»

«Нет милее дружка, ……………………… чем родная матушка»

«Вся семья вместе, ………………………так и душа на месте»

«В семье и …………………………………каша гуще».

«В хорошей семье ……………………… хорошие дети растут».

«Дружная семья не знает ……………… печали».

«Русский человек без родни ……………не живет».

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

4. Рефлексивный этап.

- Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие

подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь все за

руки, закройте глаза.

«Раз — мы низко приседаем, Два — мы глазки закрываем,

Три — попробуем мы встать, Глазки надо открывать!».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное

путешествие по страницам Волшебной книги? Что вам больше всего

понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-

нибудь заданий? (Ответы детей).

- Так что же такое Семейный очаг? (ответы детей).

5. Перспективный этап.

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

А что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей

семье).

Литература

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Издательство ТЦ «Сфера», 2023г.
  2. В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников». М Владос 2020.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Власенко [и др. ]. — Волгоград: Учитель, 2019. — 292 с.
  4. Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2022.
  5. Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.» / М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2019. – 96
  6. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 192 с.
  7. Петрова Т. Н. Конспект НОД по обучению рассказыванию в рамках проекта «Вместе дружная семья» / Т. Н. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2021. — № 12. – С. 16-18.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год