Карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дудник Олеся Николаевна | |||
02.11.2016 18:14 | |||
Карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников. Из опыта работы Дудник Олеси Николаевны, воспитателя МДОУ ЦРР детский сад № 3 «Снежинка» г. Нерюнгри Саха (Якутия) Полноценное владение родным языком, развитие всех сторон речи является одним из наиболее важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. У детей дошкольного возраста вместе с нарастающими темпами в развитии физиологии и психики формируются вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему миру, поэтому для детей очень важны положительные примеры. Огромная доля таких примеров отображается в сказках. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать и обогащать активную устную речь детей, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка». Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки. Карты Проппа я начала использовать еще в средней группе детского сада. При чтении сказки выкладывала подходящие картинки в ряд. На этапе ознакомления детей с картами я сделала их яркими и красочными. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали и обсуждали их в свободное время. Так же использовались игры с картами, такие как:
В старшей группе сказки стали более объёмными, и выкладывание картинок стало проблематичным, поэтому именно на этом этапе мы с детьми создавали свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводились постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции), и легко запоминались детьми, потому, что дети являлись активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждалась и рисовалась в присутствии детей, теперь это были не красочные картинки, а схематические изображения. При помощи карт Проппа пересказ сказки давался ребятам намного легче. В подготовительной группе сада, я использовала карты Проппа не только для пересказа сказок. Ребята в этом возрасте пробовали сами сочинять сказки. Придумывали начало и конец, выбирали главного героя, антигероя, давали им характеристику, строили свой, интересный сюжет. Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:
|