Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи настольной игры «Следопыт».
Развитие речи у детей
Автор: Кричун Наталия Владимировна   
26.09.2024 13:25

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи настольной игры «Следопыт».Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи настольной игры «Следопыт».

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач: словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей, связанность речи – это связность мыслей. Потому как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Проблемы в развитии связной речи является одной из актуальных, так как связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников и от уровня развития связной речи зависит от:

  • умение общаться с людьми
  • общее интеллектуальное развитие
  • интеллигентность и культура человека.

Типичные проблемы развития речи дошкольников:

  • Ситуативная речь. Односложные предложения.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми.

  • Сленг. Употребление детьми слов-паразитов нелитературных выражений.
  • Неспособность грамотно выстроить диалог.
  • Затруднения с построением монолога: пересказывать текст, составить рассказ по алгоритму, по сюжетной картине.
  • Невозможность привести аргумент: умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения.
  • Плохая дикция, логопедические проблемы: четкое произношение.

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. По результатам диагностики детей старшей группы компенсирующей направленности показал, что 80% детей испытывают трудности в описание сюжетной картины (описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины).

Связная речь у детей с общим недоразвитием речи не может быть развита сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений логопед подводит детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатывает наиболее сложные грамматические формы.

Для того, чтобы научить ребенка правильному рассказыванию по сюжетной картине, я использую такой прием, как игра «Следопыт». Данную игру изготовить очень легко. Для этого необходимо распечатать три листа с лупой в разных положениях, как на фото 1. Выбрать сюжетную картину, но при выборе необходимо следовать определенным требованиям:

  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистичное изображение.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Затем, когда с картиной вы определились приступаем к исследованию картины по частям (см. фото 2,3, 4, 5, 6): прикладываем лупу, которая показывает только левый верхний угол и спрашиваем у ребенка о том, кто изображен, что делает, какой тот или иной персонаж. После чего поворачиваем лупу и проводим исследование другой части сюжетной картины. Кода все части были исследованы, учимся составлять рассказ (см. видео).

Систематичность использования игры «Следопыт» помогает ребенку видеть детали сюжетной картины, ее части, способствует связанно выстраивать текст. Такая игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождает ребенка от скованности, способствует достижению в овладении родным языком.

Список литературы:

  1. https: //urok. 1sept. ru/articles/688399
  2. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2021/03/10/konsultatsiya-aktualnost-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov
  3. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/01/26/obuchenie-syuzhetnym-rasskazam-po-kartine-v-raznyh-vozrastnyh
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год