Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи настольной игры «Следопыт». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кричун Наталия Владимировна | |||
26.09.2024 13:25 | |||
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи настольной игры «Следопыт». Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач: словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей, связанность речи – это связность мыслей. Потому как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Проблемы в развитии связной речи является одной из актуальных, так как связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников и от уровня развития связной речи зависит от:
Типичные проблемы развития речи дошкольников:
Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. По результатам диагностики детей старшей группы компенсирующей направленности показал, что 80% детей испытывают трудности в описание сюжетной картины (описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины). Связная речь у детей с общим недоразвитием речи не может быть развита сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений логопед подводит детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатывает наиболее сложные грамматические формы. Для того, чтобы научить ребенка правильному рассказыванию по сюжетной картине, я использую такой прием, как игра «Следопыт». Данную игру изготовить очень легко. Для этого необходимо распечатать три листа с лупой в разных положениях, как на фото 1. Выбрать сюжетную картину, но при выборе необходимо следовать определенным требованиям:
Затем, когда с картиной вы определились приступаем к исследованию картины по частям (см. фото 2,3, 4, 5, 6): прикладываем лупу, которая показывает только левый верхний угол и спрашиваем у ребенка о том, кто изображен, что делает, какой тот или иной персонаж. После чего поворачиваем лупу и проводим исследование другой части сюжетной картины. Кода все части были исследованы, учимся составлять рассказ (см. видео). Систематичность использования игры «Следопыт» помогает ребенку видеть детали сюжетной картины, ее части, способствует связанно выстраивать текст. Такая игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождает ребенка от скованности, способствует достижению в овладении родным языком. Список литературы:
|