Пересказ литературных произведений в детском саду (памятка для воспитателей) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Приварина Жанна Анатольевна Кузнецова Татьяна Викторовна | |||
30.08.2024 03:27 | |||
Пересказ литературных произведений в детском саду (памятка для воспитателей)
МБОУ СОШ № 2 г. Озёры 1. Требования к литературному тексту для пересказов:
2. Язык произведений
Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. 3. Грамматическая структура произведений Для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения. 4. Требования к размеру текстов При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:
Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные. 5. Требования к организации занятий по пересказу Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей). На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. 6. Обследование пересказа прослушанного текста После чтения рассказа проводят беседу по его содержанию. Далее предлагают повторное слушание рассказа, и только после этого ребенку дают вопросный опорный план, ориентируясь на который тот должен пересказать текст. При обследовании пересказа прослушанного текста выявляют:
7. Влияние пересказа на мыслительную деятельность дошкольников Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если работа по пересказу художественных текстов ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного. В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки. Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание.
|