Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с элементами ТРИЗ технологии «Зимняя одежда» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Свяжина Татьяна Анатольевна | |||
09.06.2024 13:07 | |||
Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с элементами ТРИЗ технологии «Зимняя одежда» Свяжина Татьяна Анатольевна Воспитатель МБОУ «Детский сад №22» г. Алапаевск, пос. Нейво – Шайтанский Свердловская обл. Цель: Развитие навыков описывать предметы зимней одежды. Закрепление понятия «Одежда». Расширение представлений детей о временах года. Создать условия для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод — мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей. Задачи: Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Материал к занятию: кукла; волшебный сундучок; клубочек ниток; записка; волшебная палочка; колобок; рукавичка; «Волшебная дорожка»; зимняя кукольная одежда; картинки — жук, ежик, медвежонок. Предварительная работа: чтение сказок, наблюдения; беседы. 1. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: — Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Наташа, давайте с ней поздороваемся. Приветствие: Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки) Я твой друг, (руки к груди) И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Воспитатель: — Ребята, кукла, Наташа недавно побывала в стране сказок и потеряла там свои вещи. Она собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают) - Какая зимняя одежда есть у вас? (отвечают 2-3 ребенка) -Давайте поможем кукле вернуть ей вещи! 2. Мотивация Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя). (метод «Мозговой штурм») - Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл? - Кто съел козлят? - Кто пришел в гости к медведям? - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? - Что выросла «Большая – пребольшая»? - Что случилось с ледяной избушкой? - Кто потерял в лесу рукавичку? - Кого выгнала лиса из домика? Воспитатель: Молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы? Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать И немного поиграть! Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова: - И раз, и два, и три, и восемь - В сказку всех мы переносим. - Мы с вами и попали в сказочную страну. Воспитатель: — А вот и первое препятствие, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше и найти вещи куклы Наташи. Жители Сказочной страны нам оставили клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок». -Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит? (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка). Это кто? (Колобок)
- А что еще бывает такое же? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета) - Что случилось с Колобком? (ответы детей). - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок) Воспитатель: А теперь посмотрите, что это? Воспитатель: Правильно, это рукавичка. (воспитатель достает из сундучка рукавичку) - А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная) - А из чего она сделана? (из ниток, из ткани) - А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) - Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) - А кто жил в рукавичке? (ответы детей) -Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания. (воспитатель бросает клубочек к мольберту)
С овражка во лесок, Только сильно не спеши, Путь — дорожку укажи. Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию. Беседа (логическая игра «Волшебная дорожка») Воспитатель: — Смотрите, здесь прозрачный человечек и волшебные дорожки. -Ребята, если прозрачный человечек пройдёт по белой дорожке (синей, зелёной, жёлтой) каким он станет? -Что ещё бывает белым (синим, зелёным, жёлтым)? -К какому времени года относятся эти цвета? Физкультминутка - Сейчас мы с вами поиграем и как будто пойдем гулять. Наденем штаны, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы. (Дети имитируют одевание) "Пойдем гулять" Раз, два, три, четыре, пять - Собираемся гулять. (Шагают на месте) Завязала Наташенька Шарфик полосатенький. (Показывают, как завязывают шарф) Наденем на ножки Валенки, сапожки. (Имитируют движения) И пойдём скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. (Шагают на месте) Воспитатель: — Пошли гулять! Покажите свои ладошки. Посмотрите, какие легкие, белые снежинки падают на ладошки! Давайте их сдуем! - А сейчас, давайте представим, что мы с вами легкие снежинки. "Снежинки" Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте) Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки — вверху) Воспитатель: — Молодцы ребята, вы справились с этим заданием! - Идём дальше на поиски одежды куклы Наташи.
С овражка во лесок, Только сильно не спеши, Путь — дорожку укажи. - Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это? Загадка: У него серьёзный вид, Он усат и деловит: Вместе с солнышком встаёт, Из цветка росинки пьёт, Дом и деток защищает, А когда куда летает - Издаёт жужжащий звук Луговой крылатый... (Жук) - Как жук жужжит? (дети отвечают) - Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как? (дети показывают) - А большие жужжат громко. Покажите как? - Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают) - А эта загадка о ком? Шубка — иголки. Свернётся он — колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж) - Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские) - Чем похожи все иголки? (они острые, тонкие, колючие) - Какой иглой мы шьем и вышиваем? (швейной) - Что шьют швейной иглой? (одежду) - Что делают медицинской иглой? (укол) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки, В остальном на елку еж Совершенно не похож. - Где живет еж? - Можно ли ежа погладить рукой? (Игра "Закончите предложения")
Потому что он... (колючий). - Лиса потрогала ежа и... (укололась). - У папы — ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие). - Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? (дети отвечают) - Кто детеныш у ежа? - Есть в слове ежонок звук [ж]? А вот еще одна загадка: Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) - Кто детеныши у медведя? - Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают) А в слове медведь есть звук [ж]? (дети отвечают) - Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько (дети отвечают) Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь. А вот ещё одно задание, но мы его уже сможем сделать вернувшись в детский сад. Один художник рисовал рукавички, но не дорисовал. И сказочная страна просит нас дорисовать их. (Дети дорисовывают рукавичку) - Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, и за это нам сказочная страна отдала вещи куклы Наташи! - А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность. 3. Итог: - В какой стране мы побывали? ( «Страна сказок») - Назовите сказки, которые вы вспомнили? -Какую одежду кукла Наташа потеряла в сказочной стране? - Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
|