Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Фокина Наталья Вячеславовна | |||
30.04.2024 14:10 | |||
Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дядьковский детский сад» Муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Автор: Фокина Наталья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Дядьковский детский сад» с. Дядьково, 2024 г. Цель: развитие речи посредством произведений художественной литературы Задачи:
Оборудование:
«Письмо» в конверте из страны сказок, карточки с заданиями, клубок ниток, шкатулка, плакат с Кроссенсом, портрет Шарля Перро, карта Страны сказок, иллюстрации к различным сказкам, медали, мяч, телевизор, ноутбук с презентацией, запись голоса Кощея Бессмертного, музыка «В гостях у сказки», запись звука волшебства, запись шума моря, шума реки. Ход занятия: (дети под музыку «В гостях у сказки» заходят и становятся в круг). Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день! Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Ребята, в почтовом ящике нашего детского сада я сегодня утром обнаружила интересный конверт. На нем указан чей-то адрес – с. Дядьково, ул. Юбилейная, д. 1. Вы знаете, чей это адрес? Может, твой София? Ваня, а ты помнишь свой домашний адрес? Ой, да я же вспомнила – это адрес нашего детского сада. Интересно, а кому же пришел этот конверт… Да он адресован подготовительной группе «Кораблик». Ребята, да это же вам!. А что обычно кладут в конверт? Воспитатель: Интересно, от кого же пришел этот конверт?. Обратный адрес не указан... Ребята, вы поможете мне узнать, откуда пришел конверт? Воспитатель: Тогда пойдемте за мной. Проходите и присаживайтесь (садятся на стульчики, воспитатель обращает внимание детей на осанку). Воспитатель: Нам с вами нужно выполнить задание. Вот посмотрите, перед вами разные изображения, но центральное – зашифровано. Если мы отгадаем, что спрятано в центре под знаком вопроса, тогда мы узнаем, откуда пришел конверт. Воспитатель: предлагаю сначала рассмотреть и перечислить, что изображено на иллюстрациях. Начнем с верхнего левого квадрата… Воспитатель: Что же объединяет все эти картинки и какое слово спряталось в центральном квадрате? Дети: (ответы) Воспитатель: Правильно, ребята, здесь зашифровано слово «Сказка». Воспитатель: Ребята, а какие из этих сказок являются русскими народными? Воспитатель: Какую сказку из изображенных на плакате мы с вами не назвали? Воспитатель: Эта сказка не русская народная. У неё есть автор. Значит она какая? (ответы детей) Воспитатель: Вот посмотрите, автор сказки «Красная Шапочка» — Шарль Перро. (воспитатель показывает портрет) Воспитатель: Итак, ребята, получается, что конверт к нам пришел из Страны сказок. Теперь я могу открыть его и зачитать, что же написано в письме. Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его! «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Василиса Премудрая. У нас в Стране сказок случилась беда. Кощей Бессмертный украл все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Дети, если вы любите сказки и верите в чудеса, помогите мне и другим жителям нашей страны вернуть сказки обратно». Воспитатель: Ребята, о чём же просит нас Василиса Премудрая? (ответы детей) А вы любите сказки? (ответы детей) Поможем жителям сказочной страны? (ответы детей) Воспитатель: Тогда пора нам отправляться в путь. А как же нам туда попасть? Дороги мы ведь не знаем. Кто нам может помочь? (ответы детей) Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, это волшебный клубок. У меня есть такой в шкатулке. (показывает шкатулку) Давайте его достанем. (воспитатель открывает сундучок, но вытаскивает запутанные нитки). Ой, клубочек мой весь запутался. Что же делать? А тут в шкатулке естьподсказка от Кощея Бессмертного. Давайте ее прочитаем: «Чтобы вернуть волшебную силу клубочку и распутать его, вам, ребята, нужно назвать как можно больше русских народных сказок» (дети называют сказки, а воспитатель на каждую из них делает моток ниток на руку и потом достает целый клубок). Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок. А почему он такой большой? (ответы детей). Видно, ниточка длинная была. Ребята, и клубок смотался не просто так, а благодаря вашим ответам. Потому что вы вспомнили немало сказок. Воспитатель: Чтобы клубочек вновь обрел волшебную силу, нужно его расколдовать. Предлагаю вам выйти в круг и произнести волшебные слова: «Нам клубочек помоги, в Страну сказок приведи!». Повторяем все вместе. (Дети в кругу с воспитателем произносят слова, разворачиваются полукругом лицом к экрану, на котором изображены ворота) Воспитатель: Ребята, вот и довел нас клубочек в Страну сказок, где Кощей спрятал волшебную карту. Ой, кто это у ворот нас встречает? Да это же сам Кощей Бессмертный. (на экране с воротами появляется Кощей и звучит его голос) Кощей Бессмертный: Зачем пожаловали? Карту мою захотели? Дети: Да, хотим. Кощей Бессмертный: Чтобы карту мою открыть, нужно на 3 вопроса ответить. Воспитатель: Ребята, ответим? (…) Кощей Бессмертный: Первый вопрос: чем сказки отличаются от других произведений? (ответы детей) Кощей Бессмертный: Верно ответили на мой вопрос! Слушайте второй. Какие сказки называют авторскими? (ответы детей) Кощей Бессмертный: Справились и со вторым вопросом. Слушайте последний мой вопрос. Какие сказки называют русскими народными? (ответы детей) Кощей Бессмертный: Молодцы! На все вопросы ответили верно. Но карту мою получите, если только отдадите мне свой клубочек. Воспитатель: Ребята, придётся нам клубочек оставить Кощею, чтобы карта открылась. Путь он нам ведь уже показал. (воспитатель переворачивает карту на мольберте, звучит звук волшебства) Воспитатель: Посмотрите, какая красочная карта!. Давайте внимательно её рассмотрим. Откуда же мы начнём наш путь!? Смотрите, на карте уже проложен маршрут и начнём мы с города Загадок. Готовы? Тогда в путь! Давайте возьмёмся за руки и весело пойдём в город Загадок. (под музыку идут зигзагом и встают полукругом лицом к экрану с презентацией) Воспитатель: Вот, ребята, мы и добрались до города Загадок. Внимательно слушайте, какие же загадки здесь живут. Отвечать можно хором. 1. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. (ответы детей, показ иллюстрации к сказке на экране) 2. Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта? (ответы детей, показ иллюстрации к сказке на экране) 3. Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собачка Жучка. Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали. (ответы детей, показ иллюстрации к сказке) 4. Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (ответы детей, показ иллюстрации к сказке) 5. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (ответы детей, показ иллюстрации к сказке) Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием! А куда же нам идти дальше? Кто помнит маршрут? Давайте снова заглянем в нашу волшебную карту. (рассматривают карту и определяют дальнейший путь) Воспитатель: Правильно, дальше нам нужно держать путь на Остров Буян. А как же мы туда доберёмся? Ведь остров находится посреди моря… Вы плавать умеете? А кто не умеет, тот научится. Мы же в сказке – у нас всё получится! Приготовили ручки и за мной поплывём сейчас через море прямо на остров Буян. Готовы? Тогда плывём друг за другом. (звучит шум моря, дети идут за воспитателем, изображая руками плавательные движения, встают в круг) Воспитатель: Вот и доплыли мы. Здесь на острове Буяне, в синем море-океане будем в мячик мы играть, героев сказок вспоминать! И пусть тот, кому я брошу мяч и назову животное, вспомнит, в какой сказке встречается этот герой. Например, корова – из сказки «Крошечка-Хаврошечка». (Воспитатель в процессе игры предлагает детям вспомнить, в каких сказках живут коза, медведь, волк, гуси, лиса, курица, мышка). Воспитатель: Молодцы! И тут вы справились. А куда же нам идти дальше? (можно снова посмотреть карту). Правильно, в Лес Ошибок. А почему лес так называется, как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: Всё верно, в лесу всё перепуталось. И снова мы отправляемся в путь! (под музыку дети идут за воспитателем к декорациям с лесом. На деревьях — изображения героев сказки из задания ниже) Воспитатель: Здесь, в лесу нас снова ждёт задание: вам нужно исправить ошибку в названиях сказок или сказочных героев:
Воспитатель: Отлично, ребята! И это задание вам по плечу. А что это там перед нами впереди? (звучит шум реки) Да это же Молочная река, Кисельные берега! (на полу ткань голубого цвета, изображающая реку) Нам с вами нужно её перейти. Но через реку мы не прыгаем! Это очень опасно! Если мы с вами справимся со следующим заданием, то можно будет реку просто перешагнуть. Ребята, как вы продолжите фразы:
Воспитатель: Молодцы, все смогли реку перейти. Ой, ребята, а где это мы оказались? Места совсем незнакомые. Видимо, снова нужно вернуться к карте и посмотреть, куда же нам идти дальше. (возвращаются к карте) Воспитатель: Ребята, последнее место на карте – это Лукоморье. Ну что, готовы отправиться туда? Путь наш непростой! И пройти нам нужно вот по этим кочкам! (на полу изображения кочек). Смотрите, как я шагаю по ним и повторяйте за мной! Воспитатель: Все справились. Молодцы! Но что-то мы притомились в пути. Пора нам отдохнуть. Присаживайтесь на стульчики у Лукоморья. И осталось нам выполнить последнее задание: кто сможет три раза подряд (медленно, быстро и еще быстрее) произнести без ошибок скороговорку «Три сороки-тараторки тараторили на горке»? (несколько детей пробуют повторить скороговорку). Воспитатель: А теперь давайте все вместе попробуем повторить скороговорку «Перепёлка перепелят прятала от ребят». Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вот и все сказки вернулись к себе домой. Воспитатель: А теперь давайте вспомним весь наш сегодняшний путь. Что мы делали сегодня с вами? Что вам понравилось больше всего? Какие задания вызвали у вас затруднение? Какие же сказки называются авторскими? Воспитатель: Ребята, герои сказок благодарят за помощь и дарят вам вот эти медали. (Воспитатель раздает медали). Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться обратно в детский сад. (встают и идут с воспитателем в круг) Воспитатель: А чтобы вернуться, нам нужно произнести волшебные слова: «Сказка двери закрывай! В детский сад нас отпускай!» (Дети повторяют вместе с воспитателем). Вот и вернулись мы с вами обратно. До новых встреч!
|