Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры»
Развитие речи у детей
Автор: Алейникова Елена Александровна   
10.04.2024 10:11

Система работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры»Система работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района, Новосибирской области

составила воспитатель: Алейникова Елена Александровна город Карасук 2024год

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель

Актуальность: Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — дошкольный возраст.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в этот период развития. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление ребенка окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.

 

Скачать конспект

Решить эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности детей. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Методические рекомендации: Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию речевых умений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО, посредством дидактических игр.

Новизна моей педагогической инициатив, опыта заключается в том, что дидактические игры рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в организованной деятельности позволило повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применяя дидактические игры в свободной деятельности позволило мне их использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Исходя из этого, основная идея моей работы заключается в создании условий для развития речевых умений дошкольников старшего возраста посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.

Реализация работыпо развитию речевых умений дошкольников

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Для меня принципиально важной стороной в педагогической технологии являются, отношения к ребенку со стороны педагога. Формирование у дошкольников интереса и потребности активной деятельности, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса, поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.

После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитие ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса: решать образовательные задачи не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности с детьми наблюдениях, беседах, прогулках, игровой деятельности, режимных моментах.

Использую различные педагогические технологии, позволяющие развивать речь детей, посредством дидактических игр, что делает процесс обучения интересным, занимательным.

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на активизацию речевого развития в процессе обучения.

Информационные технологии для меня один из путей реализации ФГОС ДО. С их помощью я открываю новые возможности для развития речевых навыков через игровую деятельность (дидактическую игру). Для меня, как педагога — ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть интернет (это поиск не только информации, но и обмен опытом работы и дистанционное обучение, участие в вебинарах).

Триз-технология. В своей работе я применяю приемы этой уникальной технологии, в непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах использую методическое пособие «Кольца Луллия», которые считаю эффективными в развитие связанной речи, а также воображения и логического мышления. При использовании ТРИЗ активизируется не только речь, но и творческая и мыслительная активность детей. Они учатся мыслить нестандартно, развивается фантазия.

Технология проблемного обучения. Её применение помогает формировать мотивацию достижения успеха, умение самостоятельно находить ответы на вопросы: зачем, как, почему? Ребенок оперирует своими знаниями, представляет ситуации и пытается найти правильный путь для ответа на вопрос. Заданные вопросы побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Технология проектной деятельности помогает мне воспитывать в детях активность, самостоятельность, способность принимать решения, ставить цели, планировать ставлю деятельность. В ходе проектной деятельности у детей развивается не только познавательная способность, но и речь. При реализации проекта дети участвуют в процессе наглядного моделирования, учатся анализировать сложившиеся модельные представления. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, развивает творческие способности и речь.

Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровье сберегающих образовательных технологий, является обеспечение ребенка в условиях комплексной информатизации образования возможностью сохранения здоровья, формирование необходимых компетенций не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, возможность использования полученных знаний в повседневной жизни. Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет активизировать дошкольника, формируя основы личностной культуры. В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии применяю в организованной образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при реализации задач по всем образовательным областям.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.

Таким образом, применяемые мною технологии у детей накапливают не только значительный объем знаний, но и развивает речь.

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

Подготовительный этап — цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. Систематичность я обеспечивала ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, беседы с детьми на различные темы ( «Какая твоя любимая игрушка?», «Чем любишь заниматься дома?» и т. д.), а также на занятиях построенных в игровой форме. Систематическое проведение игр мне помогло в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становилась более четкой, правильной, выразительной.

Развивающий этап — цель этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексикограмматических ошибок.

Закрепляющий этап — этот этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогали закрепить полученные знания и навыки детей.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Во время проведения дидактических игр я одновременно принимала роль воспитателя и являлась участником игры.

Руководство дидактическими играми я осуществляла в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входил:

  • отбор игры в соответствии с поставленной задачей – развитие речи;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, я отводила в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: я изучала и осмысливала весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включал в себя:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который был использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение своей роли в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика;
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

При подведении итогов я всегда подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она будет также интересной.

Дидактические игры по развитию речи у детей старшего возраста я использую в разных видах деятельности:

при чтении художественной литературы; при ознакомлении с окружающим – беседы, наблюдения; при рассматривании сюжетной картины; при чтении (заучивании) стихотворения.

По дидактическому материалу дидактические игры делятся на:

Словесные игры направлены на развитие слуховой памяти, внимания, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Одна из главных задач, подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. В свою деятельность включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: «Расскажем сказку вместе», «Испорченный телефон», «Скажи ласково», «Повтори», «Скажи наоборот», «Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое», «Составь описание», «Придумай окончание сказки», «Закончи предложение» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания, а первостепенно развития речи.

Игры с предметами. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы (игра «Волшебный мешочек», «Речевой кубик»)

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. ( «Путешествие по станциям»)

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. ( «Найди ошибку», «Кто на кого похож»)

Игры – предположения ( «что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга, проявляют творчество и фантазию.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год