Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Проделки Бабы — Яги» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хикматуллина Гульнара Мусавировна | |||
18.03.2024 20:55 | |||
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Проделки Бабы — Яги» Хикматуллина Г.М. воспитатель МАДОУ детский сад №13 г. Туймазы Республики Башкортостан Аннотация. В статье представлен конспект открытого занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста. Занятие по развитию речи с использованием различных игровых приемов. Ключевые слова. Речевое развитие, сказки, кукла «Баба – Яга», избушка, книги, загадки, дидактические игры, дыхательное упражнение. Цель. Обогащение опыта восприятия жанров фольклора. Задачи: Образовательные:
Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Закреплять умение использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов. Упражнять в умении согласовывать слова в роде. Активизировать и расширить словарный запас. Уточнять и расширять знания детей о сказках. Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, речь, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам, ценностное отношение к книгам. Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Методы и приемы: Проблемная ситуация, беседа, дыхательное упражнение, художественное слово, дидактические игры. Средства реализации: Избушка, кукла Баба – Яга, конверты с заданиями, варежки со снежинками, указка, карточки с изображениями героев сказок, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, мяч. Словарная работа. Чудесная, волшебная, мудрая, загадочная. Предварительная работа: Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Речевые игры с детьми. Разгадывание сказочных загадок. Ход занятия: Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся. - Здравствуйте. Дети: — Здравствуйте. Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Дети: Да. Воспитатель: А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Воспитатель: Я сегодня пришла к вам в гости и хочу прочитать сказку. А давайте найдем в книжном уголке книгу со сказками. (Подходим к книжному уголку. Дети ищут, найти не могут) - Ой, а где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей). (направляю внимание на дом с «Бабой – Ягой») Дети, посмотрите, я вижу какую — то избушку. Подойдем поближе, посмотрим. Чья же эта избушка? Дети: Бабы Яги. Воспитатель: Это же избушка Бабы – Яги. Вот и сама Баба – Яга сидит. Не она ли спрятала наши книги?! (обращаюсь к Бабе — Яге) - Баба – Яга, это ты спрятала наши книги? Она мне говорит, что вы вчера вечером не убрали книги на книжную полку, раскидали их по всей группе, поэтому она спрятала в своей избушке и закрыла на замок. Если мы хотим вернуть книги, то нам надо выполнить задания. Задания вы найдете на волшебном дереве, сзади избушки». Воспитатель: Дети, будем возвращать книги и выполнять задания? Дети: Да. Воспитатель: Я с вами согласна, будем выручать книги. (дети садятся на стулья) - Я возьму конверт и прочитаю первое задание, которое приготовила Баба – Яга (читаю задание) Задание 1. Дыхательное упражнение «Снежинки». Первое задание. Нужно правильно сдуть снежинку с варежки не надувая щек. Вдохните через нос полной грудью и подуйте на «снежинку», но при этом щеки не надувайте. - Посмотрите, как я сдую. А теперь, давайте вместе попробуем. С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. (Дети выполняют дыхательное упражнение «Снежинки»). Воспитатель: (дети садятся на стулья). Молодцы, мы справились с первым заданием. 2 задание. Посмотрим, какое следующее задание приготовила нам Баба – Яга (беру следующий конверт и читаю). Здесь загадки! - Дети, вы любите отгадывать загадки? Дети: Да. Воспитатель: Попробуем отгадать? Слушайте внимательно. 1. Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка) 2. Утащили злые птицы Кроху-братца у сестрицы, Но сестричка, хоть мала Все же братца то спасла. Что за птицы в сказке были И кому они служили? (Гуси-Лебеди и Баба-Яга) 3. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. ( «Красная шапочка») 4. Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от неё, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора) Воспитатель: Замечательно. Вы все загадки отгадали. - Посмотрим следующее задание? Дети: Да. 3 задание (Открываю конверт) Воспитатель: А в этом конверте лежит игра, которая называется «Подскажите слово». Поиграем? Дидактическая игра «Подскажи слово» (Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения) — Если в сказке есть добро, то она… (добрая) — Если в сказке есть мудрость, то она … (мудрая) — Если в сказке есть волшебство, то она … (волшебная) — Если в сказке есть чудеса, то она … (чудесная) — Если в сказке есть загадка, то она… (загадочная) Воспитатель: Молодцы. Возьму следующий конверт (читаю задание) 4 задание Воспитатель: «Я перепутала все ваши сказки, попробуйте их всех распутать и сказать, из какой сказки этот герой. Воспитатель: Дети, попробуем распутать? Дети: Да. (Прошу детей подойти к столу, где лежат карточки с персонажами сказок). Воспитатель: Дети, подойдите к столу. На столах лежат карточки с героями из сказок. Возьмите каждый по одному герою, подойдите к доске и попробуйте найти подходящую сказку. (Дети прикрепляют героев под подходящей иллюстрацией сказок) Воспитатель: Аня, из какой сказки твой герой? Аня: Из сказки «Гуси лебеди» (Спрашиваю у 3 – 4 детей) Воспитатель: Кого украли Гуси-лебеди? Дети: Иванушку. Воспитатель: Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила? Дети: Печку, яблоньку, речку. Воспитатель: Гуси-лебеди добрые или злые? Дети: злые. Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Аленушка со своим братцем смогли убежать от Бабы – Яги. Воспитатель: Посмотрите следующую сказку. Всех ли героев правильно нашли? Дети: Да. Воспитатель: Как звали всех поросят? Дети: Наф – Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф Воспитатель: Какие дома строили поросята? Дети: Из соломы, деревянных палочек и из камней. Воспитатель: Если дом из соломы, то он какой? Дети: Соломенный. Воспитатель: Если дом из дерева? Дети: Деревянный. Воспитатель: А Наф – Наф строил дом из камней, то у него дом какой? Дети: Каменный. Воспитатель: От кого они спрятались? Дети: От волка. Физминутка «Три поросенка» Три пухлых поросенка приходят в гости к нам. (ходьба на месте) Три ловких поросенка играют по утрам. (прыжки на двух ногах на месте) Три быстрых поросенка бегут, бегут, бегут. (бег на месте) Три славных поросенка танцуют и поют. (дети хлопают в ладоши) Воспитатель: Дети, а вы узнали следующую сказку? Как называется эта сказка? Дети: Сказка «Лисичка – сестричка и волк». Воспитатель: Назовите героев этой сказки. Дети: Волк, лиса, дедушка. Воспитатель: За чем поехал дед в начале сказки? Дети: За рыбой. Воспитатель: Как лиса перехитрила деда? Деи: Притворилась мертвой. Воспитатель: Как лиса посоветовала волку ловить рыбу? Дети: Она сказала, чтобы волк опустил хвост в прорубь и ловил на него рыбу. Воспитатель: Лиса какая? Дети: Хитрая. 5 задание. Дидактическая игра «Собери картинку и назови сказку» Воспитатель: Посмотрим следующее задание. В этом задании нужно собрать картинку и назвать сказку. - Дети, а сейчас подойдите каждый к своему столу и приступайте к заданию. (дети собирают сказку из разрезных карточек) Воспитатель: Радмир, как называется твоя сказка? (Ответы детей) (Спрашиваю у 3 – 4 детей) Воспитатель: Замечательно. Мы справились с заданием Бабы – Яги. Давайте подойдем к избушке и посмотрим следующее задание. 6 задание. Дети, это наше последнее задание. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом) Воспитатель: (читаю следующее задание) Я называю слова, а вы попробуйте сказать наоборот. А отвечает тот, кому я кину мячик. Медведь большой- мышка…маленькая. Днем светло- ночью…темно Зимой холодно- летом…жарко Камень тяжелый- снежинка…легкая Дерево высокое- кустик…низкий У лисы хвост длинный – а у зайца… (короткий). Воспитатель: Дети, все конверты закончились, давайте подойдем к Бабе – Яге. - Мы все задания выполнили. Возвращай нам книги. Мы обещаем, что будем беречь книги. - Где же находится ключ? (подхожу и наклоняюсь Бабе – Яге) - Она говорит, что ключ находится у нее в мешочке. (Беру ключ, открываю замок и достаю книги) Рефлексия. Воспитатель: Мы вернули наши книги в книжный уголок. - Дети, чтобы Баба Яга больше не забирала наши книги, что нужно делать? Дети: Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно читать. Воспитатель: Дети, какое задание для вас было самым интересным? (ответы детей) - А какие сказки мы вспоминали? Дети: «Гуси – лебеди», «Лисичка- сестричка и волк», «Три поросенка». Воспитатель: Вы со всеми заданиями справились и за ваше старание, я хочу подарить вам книгу со сказками.
|