Дидактические пособия по развитию речи: «Дидактический синквейн», «Чемоданчик знаний. Развитие речи». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Манапова Элиза Валерьевна | |||
07.03.2024 08:03 | |||
Дидактические пособия по развитию речи: «Дидактический синквейн», «Чемоданчик знаний. Развитие речи». Манапова Элиза Валерьевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 365 г. Челябинска» Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выделяет “развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи” в качестве одной из приоритетной задач речевого развития старших дошкольников. У большинства детей наблюдается: бедность словарного запаса, несформированность лексико-грамматических категорий и связной речи. Решать эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития ребенка. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов — одним из которых является технология «Дидактический синквейн» и дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи».
1. Технология «Дидактический синквейн» Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Синквейн — это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений. Цель обучения составлению синквейна — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Задачи:
Правила составления синквейна.
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Варианты работы с синквейном:
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников. 2. «Чемоданчик знаний. Развитие речи» Дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Речевое развитие» — это своего рода интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающегося чемоданчика с кармашками и вынимающимися карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Для работы с чемоданчиком подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов устной речи. Многофункциональность данного пособия заключается в использовании его в любой деятельности. Пособие может быть трансформировано для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми. Содержание пособия можно пополнять и усложнять. В чемоданчике представлены игры и речевой материал по развитию речи. Цель пособия: создание условий для развития речи детей, через дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи». Задачи:
Чемоданчик знаний состоит из 6 разворотов, где на каждом развороте есть кармашки с различными играми. На титульном вкладыше можно увидеть красочную обложку и название пособия. На первом развороте находятся рекомендации по развитию речи для педагога и родителей, кармашки с игрой «В стране наоборот (антонимы) и пазлами «Один-много». На втором развороте расположены кармашки с играми «Назови ласково», «Для чего нужен этот предмет?» и тренажёрами для развития воздушной струи. На третьем развороте размещены: игра, где нужно определить количество слогов в слове разложить яблочки по корзинкам, кармашки, в которых находятся чистоговорки и скороговорки. На четвертом развороте находятся ромашка гласных звуков, игра «Он, она, они, оно» и карточками со схемами «Расскажи про животное по схеме». На пятом развороте расположены домик согласных и кармашки, в которых находятся игры: «Собери букву». На шестом развороте располагаются: загадки про буквы, кармашки с артикуляционной гимнастикой и с игрой «Четвертый лишний». Красочный, познавательный чемоданчик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддержать их интерес во время выполнения заданий, а погружение в игровую ситуацию и выполнение заданий позволяет максимально обогатить и активизировать речь воспитанников. Содержание пособия можно пополнять и усложнять. Список литературы:
|