Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические пособия по развитию речи: «Дидактический синквейн», «Чемоданчик знаний. Развитие речи».
Развитие речи у детей
Автор: Манапова Элиза Валерьевна   
07.03.2024 08:03

Дидактические пособия по развитию речи: «Дидактический синквейн», «Чемоданчик знаний. Развитие речи».Дидактические пособия по развитию речи: «Дидактический синквейн», «Чемоданчик знаний. Развитие речи».

Манапова Элиза Валерьевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 365 г. Челябинска»

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выделяет “развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи” в качестве одной из приоритетной задач речевого развития старших дошкольников. У большинства детей наблюдается: бедность словарного запаса, несформированность лексико-грамматических категорий и связной речи. Решать эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития ребенка. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов — одним из которых является технология «Дидактический синквейн» и дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи».

 

Скачать конспект

1. Технология «Дидактический синквейн»

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Синквейн — это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи:

  • уточнять, расширять, активизировать словарь;
  • знакомить с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение»;
  • учить выделять главную мысль, классифицировать;
  • составлять предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений;
  • обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель;
  • развивать ассоциативное мышление и образную память.

Правила составления синквейна.

  • Первая строка – одно слово –предмет;
  • Вторая строка – два слова –признаки;
  • Третья строка – три слова –действия;
  • Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
  • Пятая строка – слова – ассоциации.

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Варианты работы с синквейном:

  • Составление нового синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.
  • Составление синквейна – загадки.

Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностнойи личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.

2. «Чемоданчик знаний. Развитие речи»

Дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Речевое развитие» — это своего рода интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающегося чемоданчика с кармашками и вынимающимися карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Для работы с чемоданчиком подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов устной речи.

Многофункциональность данного пособия заключается в использовании его в любой деятельности. Пособие может быть трансформировано для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми. Содержание пособия можно пополнять и усложнять. В чемоданчике представлены игры и речевой материал по развитию речи.

Цель пособия: создание условий для развития речи детей, через дидактическое пособие «Чемоданчик знаний. Развитие речи».

Задачи:

  • способствовать речевому развитию детей;
  • расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, предлогов;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.

Чемоданчик знаний состоит из 6 разворотов, где на каждом развороте есть кармашки с различными играми. На титульном вкладыше можно увидеть красочную обложку и название пособия.

На первом развороте находятся рекомендации по развитию речи для педагога и родителей, кармашки с игрой «В стране наоборот (антонимы) и пазлами «Один-много».

На втором развороте расположены кармашки с играми «Назови ласково», «Для чего нужен этот предмет?» и тренажёрами для развития воздушной струи.

На третьем развороте размещены: игра, где нужно определить количество слогов в слове разложить яблочки по корзинкам, кармашки, в которых находятся чистоговорки и скороговорки.

На четвертом развороте находятся ромашка гласных звуков, игра «Он, она, они, оно» и карточками со схемами «Расскажи про животное по схеме».

На пятом развороте расположены домик согласных и кармашки, в которых находятся игры: «Собери букву».

На шестом развороте располагаются: загадки про буквы, кармашки с артикуляционной гимнастикой и с игрой «Четвертый лишний».

Красочный, познавательный чемоданчик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддержать их интерес во время выполнения заданий, а погружение в игровую ситуацию и выполнение заданий позволяет максимально обогатить и активизировать речь воспитанников. Содержание пособия можно пополнять и усложнять.

Список литературы:

  1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи. [Электронный ресурс]. Синквейн, как прием развития речевого творчества. – 2018 — №5. — Режим доступа: https: //moluch. ru/archive/191/48165/
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками. [Текст] Журнал «Логопед». – 2005.
  3. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников. Мозырь: Содействие. — 2010.
  4. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург. — 2010.
  5. Нищева Н.В. Играйкасобирайка. Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург. — 2010.
  6. Шпичка Ю.О. Педагогическая мастерская. [Электронный ресурс] Синквейн как прием технологии развития критического мышления. – 2015 — №2. – Режим доступа: http://www. e-osnova. ru/PDF/osnova_14_38_10765. pdf
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год