Су-Джок терапия в развитии речи детей с ОВЗ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Крюкова Ирина Владимировна | |||
28.02.2024 13:36 | |||
Су-Джок терапия в развитии речи детей с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа» г. Лесозаводск, ул. 9 Января, 65 А, Приморский край Крюкова Ирина Владимировна Учитель-логопед «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. В настоящее время появилась возможность использования в коррекционнопедагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают сложность в освоении образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее ходят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др. Дети с нарушениями речи зачастую ослаблены, некоторые из них имеют хронические заболевания. Поэтому в течение всего учебного года в работе учителя-логопеда, воспитателей, родителей группы компенсирующей направленности необходимо использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика, манипуляция с различными предметами, занятия изобразительной деятельностью, конструированием и т.д. С этой целью применяют и нетрадиционные методы, например, су-джок (от корейск. «су» — кисть и «джок» — стопа), терапию, разработанную южнокорейским ученым Пак Чже Ву. На кистях рук и стопах имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Идущие в кору нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому использование массажного мяча су-джок способствует профилактике и коррекции речевых нарушений и является одним из эффективных приемов развития познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Актуальность. Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития. С каждым годом наблюдается рост числа детей с нарушениями общей, мелкой моторики и речи, особенно у детей с особыми образовательными потребностями. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. Достоинства Су-Джок терапии. Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются:
Продолжительность проведения упражнений с мячиком зависит от возраста детей. Возраст. Использование мяча, раз в день. Продолжительность упражнений в минутах. Ясельный. 1-2. 3-4. Младший. 1-2. 4-5. Средний. 2. 5. Старший. 3. 5-7. Подготовительный. 3. До 10. Виды работы с детьми:
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Использование массажных шариков "Каштан" в комплекте с двумя металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком. Цели Су-Джок терапии. Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:
Задачи Су-джок терапии:
Полифункциональность Су-Джок стимуляторов в коррекционной работе:
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Наметилась тенденция снижения качества здоровья (растет число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и др.). Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста остается актуальной и требует поиска новых подходов к ее решению. Неблагоприятные экологические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. В настоящее время известно множество способов развития моторики детей дошкольного возраста, но так как нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание я решила использовать в своей работе Су – Джок терапию. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Таким образом, целью составления методических рекомендаций стало оказание методической помощи педагогам и родителям в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Новизна методических рекомендаций Новизна методических рекомендаций связана с новизной самого метода Су -Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу; в использовании в игровой форме шариков- массажёров Су-Джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук технологии Су-Джок. Здоровьесбережение в условиях ДО очень актуальна для детей с ОВЗ. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательнокоординационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации – передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям. Следует отметить и наличие когнитивных нарушений у детей с речевой патологией: отсутствуют навыки поведения в коллективе, затруднено усвоение учебного материала, наблюдается двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания. Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ОВЗ присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой и костномышечной систем организма. Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строится с учетом основных линий речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевым нарушением:
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной подгрупповой и фронтальной работе логопеда с детьми. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка, выразительная речь включает в себя вербальные (звукопроизношения, лексика, грамматический строй речи) и невербальный (мимика, жесты, поза, пластика, движения) средства. Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе учителя-логопеда с детьми. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимой детьми лепки и аппликации. На занятиях в детском саду не успевают за ребятами в группе. Таким образом возможности познания мира этими детьми оказываются ограничены. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, возникают проблемы в школе. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребёнка быстрого застёгивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами верёвку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год. Рекомендации по формированию сложно координированных движений руки: Для занятий по формированию сложно координированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
Приёмы работы с эластичным кольцом: Пружинка надевается на пальчики ребенка, и прокатываются по ним от кончика до основания, массируя каждый палец до легкого покраснения. Упражнения с кольцом следует выполнять несколько раз в день. Использование массажных шариков Су Джок вызывает интерес и помогает справиться с быстрой утомляемостью и потерей интереса к обучению, а также закрепление навыков. Занятие поднимает ребенку настроение, снимает состояние тревожности, появляется чувство уверенности. Реализация методики Су- Джок с детьми с особыми образовательными потребностями в воспитательно-образовательном процессе:
Приемы работы Су – Джок массажером:
Формы работы с детьми: С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (катаем мячик) Потом ручку поменяем (меняем руки) Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука. На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец) Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе». Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот». Выполнение инструкций:
(На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).
Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду. Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только педагогам в детском саду, но и дома самими родителями. На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений. Поэтому, нужно таким образом выстроить для детей контакты с окружающим миром, чтобы у них возникло стремление приобрести опыт, который обеспечит их будущий успех и пополнит копилку навыков и умений. Главный принцип при работе с детьми – не навреди. Ему полностью следует методика Су-Джок. При отсутствии явных противопоказаний этот вид терапии подходит ребенку с любым диагнозе. Такие проблемы, как слабое здоровье, нарушение и задержка речевого и психомоторного развития, гипервозбудимость, можно решить, занимаясь с ребенком по системе Су-Джок всего несколько минут в день. Главное – делать это с большой любовью и верой в положительный результат. (Смотри приложения) Проведя мониторинг, можно сделать вывод, что в результате использования Су – Джок терапии у детей с особыми образовательными потребностями улучшилась общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снизилась заболеваемость. Повысился интерес к играм лексико – грамматического содержания. Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность детей, и обеспечивает развитие познавательных сфер ребенка. В результате использования Су – Джок терапии у детей с особыми образовательными потребностями улучшается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снижается заболеваемость, повышается интерес к играм лексико – грамматического содержания. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом. Таким образом, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм: стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь, координация движений и мелкая моторика, происходит оздоровление организма в целом. Сочетание пальчиковой гимнастики, самомассажа с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности как в детском саду, так и дома. Су-Джок – это не знахарство и не целительная практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Применение Су-Джок не требует никакого дополнительного оборудования, эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Список литературы
|