Дидактические игры по развитию речи детей 3-4 лет |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Вилигина Ольга Александровна | |||
24.02.2024 17:46 | |||
Дидактические игры по развитию речи детей 3-4 лет ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК Цель: Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Материал: Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей. Ход игры: Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего. В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных. ТЕРЕМОК Цель: Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Материал: Деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Ход игры: Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог: — Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал. ЧЕГО НЕ СТАЛО? Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок. Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем: — Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д. — Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого. На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. ( «Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. ( «Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?» ГДЕ НАШИ РУЧКИ? Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.) — Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.) — Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! — Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раза. ПОРУЧЕНИЯ Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать. Материал: Грузовик, мышка, мишка. Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.) — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. МИШКА, ЛЯГ! Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь. Материал: Плюшевый медвежонок (озвученная игрушка). Цель: В гости к детям приходитмедвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.) По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.
|