Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Керш Лариса Сергеевна | |||
28.01.2024 23:03 | |||
Лэпбук как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях [4]. Тугушева Г.П. отмечает, что при выборе технологии необходимо ориентироваться на такие требования как: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровье сберегающий характер [6]. Технология, используемая нами для развития речи- лэпбук. Лэпбук- это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошек, миниатюрных книжек для размещения материала: карточек, схем, дидактических игр, художественного слова и являющаяся наглядно-практическим методом обучения, требующим от ребенка действия, непосредственного участия и одним из видов совместной деятельности детей со взрослым [4].
Игры и задания, размещенные в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи. Этапы создания лэпбука:
Необходимо отметить, что содержание лэпбуков по развитию речи определяется с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). В интерактивной тематической папке могут храниться материалы с разным речевым содержанием. При составлении лэпбука для развития речи мы используем следующие задания: составление рассказов, загадки, поговорки, считалки. Выполняя их, дети учатся правильно произносить звуки, пользоваться голосом, более отчётливо произносить слова и фразы, следить за темпом речи. В своей работе мы используем лэпбук на тему «Пейзажная живопись», который включает в себя: игры и задания «Тёплые или холодные цвета», «Подбери палитру» (данные игры предполагают проговаривание и обоснование выбора ребенка), «Опиши пейзаж»; лото; образцы различных видов пейзажа, рассмотрев которые, детям предлагается ответить на вопросы: «Чем образцы похожи? Чем различаются?». В своей работе мы опираемся на следующие рекомендации: когда лэпбук собран, предложить детям рассмотреть его (индивидуально или с подгруппой). Перед применением важно ознакомить дошкольников с правилами использования лэпбука. Предлагаем оформить карточку, отражающую правила, совместно с детьми. Также, заниматься по тематической папке следует постепенно. Присоединение детей к деятельности должно быть добровольным. Во время создания лэпбука мы придерживаемся партнерской позиции, которая должна способствовать развитию у ребенка активности, самостоятельности и побуждать к достижению цели. Правила создания партнерской позиции:
Таким образом, изготовление и последующее применение «лэпбуков» способствует развитию умения обобщать и систематизировать нужную информацию, самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы, используя устную речь, выражать свои мысли и желание. Игры и задания, которые содержит лэпбук, оказывают положительное влияние на произношение слов, словарный запас, фразовую речь и на закрепление поставленных звуков. Использование лэпбука ориентировано не только на развитие речи, но и на развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, на реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.
|