Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
Развитие речи у детей
Автор: Заботина Юлия Раисовна   
11.01.2024 21:47

Использование мнемотехники при заучивании стихотворенийИспользование мнемотехники при заучивании стихотворений

«Традиции и инновации: Как развивать связную речь современного дошкольника?»

Мнемотехника при заучивании стихотворений

Составитель: Заботина Ю.Р.

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

 

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» — это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

  • трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
  • недостаточный словарный запас;
  • плохая дикция.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомления с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский обращаясь к педагогам писал (см. слайд)

Какие же задачи мы решаем при заучивании стихотворения?

Начнем с младшего возраста. Это прежде всего развитие речевого дыхания (длительный выход, произнесение 3-4 слов на одном выдохе) Развивать слухоречевую память. Учить улавливать ритм.

В среднем возрасте добавляются следующие задачи: развивать умение осознанно и выразительно читать стихотворение; учить ставить смысловые и логические ударения.

И в старшем возрасте расширяются наши задачи: совершенствовать умение осознанно и выразительно читать стихотворение; формировать представление о некоторых выражениях автора, аллегориях, переносного смысла, сравнений.

Какие же средства обучения мы используем при заучивании стихотворений?

Требования к текстам: это их объем, лексико-грамматическая и смысловая наполняемость., представлены в таблице по возрастам

Младший возраст Средний возраст Старший возраст

Показ предметов, действий, качеств педагогом для детей; демонстрация этих предметов, действий, качеств самими детьми. + Картинки и другие средства. + Аудио, видеозапись.

Так как наш детский сад углубленно работает над развитием речи, то мы вам предлагаем адаптированную методику заучивания.

Она состоит из следующих этапов:

  • подготовка детей к восприятию поэтического произведения Цель этого этапа: помочь припомнить созвучный образ, обратиться к опыту детей.
  • Первичное чтение педагогом всего текста Цель: воздействие на сознание (понимание) и чувства детей.
  • Беседа с детьми о стихотворении Цель: элементарный анализ идеи и художественного содержания, представить общую картину произведения (о чем?), сформировать отношение к произведению, к героям, его поступкам. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
  • Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание. Цель: произвольное запоминание текста. Уточнение, разъяснение авторского словаря, закрепление предложно-падежных конструкций или иных речевых оборотов, выделив голосом окончания слов, ударения предлоги.
  • Воспроизведение стихотворения детьми. Цель: помочь запомнить стихотворение наизусть, вспомнить и рассказать начало стихотворения, последовательность событий
  • Оценка индивидуально, после каждого воспроизведения.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А. Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В. Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В. Большевой (коллаж), В.П. Глухова (блоки-квадраты), Л.Н. Ефименковой (схемы составления рассказа)

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Структура (Мнемотехника)

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

  • предметные картинки
  • силуэтные изображения

- геометрические фигуры.

Теперь рассмотрим особенности работы с мнемосхемами по возрастам. Итак, младший возраст. Используются цветные мнемосхемы. Чаще используются мнемодорожки. Предлагаются готовые схемы.

Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка — красная, солнышко — жёлтое.

Для детей старшего возраста схемы создавались в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. В старшем возрасте при составлении мнемосхем используются цифры и буквы

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
  3. После перекодирования информации осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода запоминания.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Графическая зарисовка

Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники – цветное изображение, старшие – черно-белое (например: осень – желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая буква «З», весна – зеленая «В», лето – красная «Л»).

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – от 4 до 9 клеток; для старших дошкольников – от 9 до 16 клеток.

Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщенный образ предмета, который оговорен детьми или ребенком.

Где же мы можем использовать мнемотаблицы?

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

  • Для обогащения словарного запаса детей
  • При обучении составления рассказов
  • При пересказах художественной литературы
  • При отгадывании и загадывании загадок
  • При заучивании стихов
  • При разработке групповых правил.

Итак, мнемотехника:

  • сокращает время запоминания
  • развивает основные психические процессы
  • развивает умение перекодировать информацию
  • устанавливает причинно-следственные связи
  • помогает делать выводы и схематизировать материал.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год