Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Орлова Вера Игоревна   
28.11.2023 23:16

Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возрастаРазвитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема воспитания культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Дошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поскольку именно в этом периоде жизни закладываются основы социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Данная проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно возрастает психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный возраст, характер, поведение, настроение, способности, интересы, желания и потребности.

 

По мнению одного из авторов, в таких условиях дошкольнику необходимо выбрать определенный способ поведения и «встает вопрос о защитном механизме, предотвращающем или локализующем нервно-психические перегрузки организма». Одним из таких защитных механизмов нервной системы ребенка от перегрузки считают формирование у него культуры общения с окружающими людьми.

Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Для того чтобы воспитывать культуру речевого общения уже с дошкольного возраста, необходимо осуществлять целенаправленную работу по освоению двух ступеней литературного языка: речевого мастерства (уместность, разнообразие, точность, выразительность речи) и правильности речи.

В воспитании культуры речевого общения можно выделить следующие аспекты: нормативный, предполагающий использование регламентированных правил лексических, произносительных, грамматических, морфологических, синтаксических вариантов; психологический, предусматривающих деятельность с учетом психологических характеристик личности, направленную на создание речевого портрета, имиджа; этический, основанный на национально-культурных традициях и нормах морали, включающий в себя соблюдение норм речевого этикета; коммуникативный, состоящий в соотнесении речи с языковой нормой и с оценкой ее свойств, предполагающий нормативно-оценочный подход в изучении культуры речи.

Функция правил культурного общения состоит в том, что они являются закодированными сигналами отношения человека к окружающим. Культуру речевого общения исследователи связывают с развитием общей культуры человека. Она тесно связана с проблемой восприятия речи, формированием «чувства коммуникативной целесообразности», точности и уместности высказывания в определенной ситуации, а также с воспитанием вежливости и гуманного, уважительного отношения к окружающим. Как справедливо отмечает один автор, «важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним».

Умелое использование выразительных средств в различных ситуациях общения и знание родного языка являются важной основой воспитания культуры речевого общения у старших дошкольников и отражают различный характер их отношений к обществу, культуру их семей и народа и являются показателем уровня их нравственного развития, в основе которого лежат: гуманное отношение к людям, нормы общественных отношений, проявляющиеся в тактичности и вежливости.

Культура речевого общения предусматривает использование соответствующих форм обращения и словарного запаса, соблюдение правил и норм речевого общения ребѐнка со сверстниками и взрослыми, вежливое поведение в быту и общественных местах, основанное на доброжелательности, уважении, воздержании от неуместных в данной обстановке слов, действий, жестов. Созданная речевая среда с высоким развивающим потенциалом является одним из важных условий воспитания культуры речевого общения старших дошкольников.

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что развитие мотивов культурного общения в большей степени обусловлено не только возрастом, а всей воспитательной работой с детьми в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

Значение семейного воспитания для социально-коммуникативного и речевого развития ребенка трудно переоценить. Большинство авторов утверждают, что семья соответствует требованиям общества постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, расширения его кругозора и опыта. Здесь ребенок общается с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутрисемейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей.

По мнению одного автора, «…если общение родителей и детей насыщено глубоким содержанием и осуществляется в процессе их разнообразной совместной деятельности, то оно сильно и неповторимо влияет на передачу детям нравственно-эстетических, интеллектуальных и эмоционально-психологических ценностей, на поведение и всестороннее развитие подрастающего человека в целом». Продолжительность и успех общения в семье зависят от сложившихся межличностных отношений.

Продолжительность и успех общения в семье зависят от сложившихся межличностных отношений. Их формирование строится на: внутрисемейной позиции родителей, умении (или неумении) организовать жизнь и деятельность всей семьи; эмоциональных контактах между родителями и детьми, позиции самого ребенка; характере внутрисемейных отношений; культурно-образовательном уровне взрослых членов семьи, наличии у них свободного времени и организации досуга.

Межличностное общение в семье различается по характеру отношения членов семьи друг к другу и по способу выражения этого отношения. При этом с содержательной, внутренней стороны общение выступает как отношение человека к человеку, а обращение выступает как форма, внешняя сторона общения. Совместная деятельность взрослых и детей, их содружество воздействуют на развитие не только личности ребенка, но и взрослого.

Форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения, несмотря ни на что, так как воспитанные в индивиде определенные нормы поведения сдерживают проявление эмоций, подчиняя их существующим в обществе правилам этикета.

Таким образом, общение в семье зависит от характера отношений между членами семьи и формы обращения друг к другу. Формируясь в процессе жизнедеятельности семьи под влиянием разных явлений семейной жизни, отношение и обращение определяют и соответствующий тип общения.

В исследованиях некоторых авторов определены задачи, средства и методы воспитания детей дошкольного возраста требующие, чтобы дети не механически осваивали нормы культуры общения, но и глубоко понимали, почему их нужно придерживаться (культура семьи, культура поведения родителей; уровень педагогических знаний; уровень образования; возраст родителей; тип, структура и состав семьи; характер отношений членов семьи; единство требований к ребенку в семье; общение ребенка со взрослым во время просмотра телевизионных передач, чтения и обсуждения книг, журналов и газет, совместных бесед, прослушивания радиопередач; личный пример родителей; поощрение). Именно при этих условиях ребенок при любых обстоятельствах будет культурно общаться с окружающими.

Следует отметить, что педагоги периодически планируют деятельность по воспитанию культуры общения. Но, как правило, они не придают особого значения ее словесному оформлению, поскольку в планах редко ставятся задачи воспитания разнообразных форм культуры поведения. Иногда указывается содержание того или иного правила, но не раскрываются конкретные способы их реализации. Обычно эти задачи формулируются в обобщенном виде. Следует отметить, что все усилия дошкольных работников нередко направлены только на формирование морального сознания, т.е. детей знакомят с правилами поведения и рассказывают, как себя вести в разных ситуациях. В образовательном процессе преобладают словесные методы и приемы: указания, замечания, обсуждение поступков литературных героев, назидания. В деятельности педагога недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка. В результате у детей не всегда есть возможность реализовать свои знания в поведении, у них не развиваются социальные эмоции сопереживания, сочувствия, гордости за успехи других людей, а главное – у детей не формируется психологическая готовность действовать правильно по собственной инициативе. Все это приводит к разрыву между знаниями правил морали и умением их применять во взаимоотношениях с окружающими.

В целом можно считать, что образовательный процесс охватывает решение основных задач, направленных на воспитание культуры общения у дошкольников, однако он осуществляется без логической последовательности; воспитательные мероприятия эпизодичны, не предусматривают усложнения, повторения, закрепления знаний, полученных в образовательной или самостоятельной деятельности; недостаточно используется игровая деятельность для реализации потребности у детей в эмоциональных переживаниях, в увлекательной перспективе, в общении со сверстниками. Педагоги, как правило, стремятся ускорить «взросление» детей, заполнить их жизнь важными с их точки зрения видами деятельности – чтением книг, решением задач, заучиванием стихотворений, рисованием и т.д.

Следует определить задачи и методы дальнейшей работы, связанной с педагогическим обеспечением процесса развития культуры речевого общения в условиях ДОО и семьи: создание развивающей образовательной речевой среды в детском саду и семье; создание ситуаций речевого общения и взаимодействия; обеспечение и организация совместных досуговых мероприятий, направленных на моделирование ситуаций взаимодействия детей и взрослых; демонстрация положительного примера уважительного отношения в диадах: «взрослый – взрослый», «взрослый – ребенок» и «ребенок – ребенок»; организация и проведение разнообразных совместных игр (сюжетно-ролевых, конструктивных, компьютерных, театрализованных, дидактических, игр-драматизаций и др.); организация совместных экскурсий и прогулок в природу, музеи, выставки и т.д.; посещение культурно-просветительных учреждений; разнообразие содержания и расширение круга общения родителей и детей; а также взаимодействие дошкольной организации с семьей по воспитанию у дошкольников культуры речевого общения; работа педагога по повышению педагогических знаний у родителей.

Педагог дошкольной образовательной организации для воспитания культуры речевого общения у детей должен создать игротеку с дидактическим материалом, выступающую не только как объект художественного оформления, но и как неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Для повышения уровня культуры речевого общения детей в дошкольной образовательной организации требуется планомерная систематическая работа со стороны всех воспитывающих ребѐнка взрослых.

Создание развивающей образовательной ситуации должно включать: организацию и проведение образовательной деятельности, ситуаций социального развития, бесед с детьми, дидактических игр, чтение художественной литературы, анализ и последующее обыгрывание пословиц и поговорок и т.д.

Родители и воспитатели на примере использования общепринятых выражений: «Добрый день!», «Простите, пожалуйста», «Можно ли Вас попросить?», «Не могли бы Вы …» могут знакомить детей с единицами речевого этикета, обращая особое внимание выработке умения и навыков согласования с существительными имен прилагательных в игре ( «Назовите цвет предмета», «Какого цвета не стало предмета?» и др.) и умению различать предметы по признаку, сравнивать, сопоставлять их ( «О каком предмете говорится?», «Сравни и опиши игрушки» и др.). На примере дидактической игры «Телефон доверия» дети могут учиться проявлять уважительное отношение к взрослым и уместно употреблять местоимение вы.

Вместе с детьми и родителями следует: организовывать открытые просмотры, благодаря которым, дошкольники будут поставлены в ситуации речевого взаимодействия, в ситуации сочинять интересные и содержательные рассказы о совместной деятельности и совместном отдыхе; оформлять портфолио, в которых размещаются рассказы детей и родителей обо всем интересном, что происходит в их жизни; оформлять фотоальбомы и т.п. Эти материалы могут послужить поводом для организации родительских собраний и консультативных пунктов в ДОО. Успех этой работы имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей, которые с желанием и активностью откликаются на предложения педагога по воспитанию у детей культуры речевого общения.

Раскрывая нормы взаимоотношений людей, следует использовать произведения устного народного творчества и детской художественной литературы, и при ее обсуждении необходимо знакомить с принятыми нравственными нормами: умению, не перебивая, внимательно выслушивать собеседника, сдерживать свои эмоции, обсуждая поступки героев произведений, аргументированно отвечать на вопросы о быте и обычаях. Использовались и пословицы, помогающие старшим дошкольникам запоминать и воспроизводить эталонные положительные формы общения ( «прощание», «приветствие», «благодарность», «отказ», «знакомство», «просьба»).

С художественным словом следует знакомить при проведении игрдрамматизаций и инсценировок, подражая манерам, поступкам и речи героев произведений, обогащая свой словарный запас. В процессе этих игр детей подводят к осмысливанию значения речи, обогащению опыта культуры речевого общения, овладению определенными умениями, помогающими пользоваться речью и благоприятно влияющих на их взаимоотношения, что в дальнейшем отражалось в их реальном поведении.

Знакомство с нормами отношений в обществе, в семье и быту можно осуществлять на специально отобранных художественных произведениях: «Вежливое слово» Э.Э. Мошковской; «Извини, пожалуйста!» Б.А. Привалова; «Азбука вежливости» Л. Васильева-Гангус; «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости» С.Я. Маршака; «Очень Вежливый Индюк» Б.В. Заходера; «Почему хорошо на свете?» П.П. Дудочкина; «Волшебное слово», «Строитель» В.А. Осеевой и др.

Уточнить понятия «воспитанность», «вежливость» и почувствовать красоту словесных форм вежливого обращения к человеку можно на примере чтения и обсуждения рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»: «Скажите, какие слова можно назвать волшебными и почему их так называют?». Примеры ответов детей: Катя В. «Есть много волшебных слов, но самое волшебное из них ‒ пожалуйста, если его говоришь, то что-то дают!»; Женя К. «Воспитанные люди говорят добрые, волшебные слова, а дети учатся этим словам и когда говорят их, то всем будет хорошо».

Можно также привлекать родителей к участию в специально организованных совместно с детьми мероприятиях: «Дорогих гостей встречаем», «Памятные дни в нашей жизни» и др., где они выступают в роли гостей, а дети ‒ в роли заботливых и культурных хозяев. Взрослые в данном случае влияют на формирование детских интересов, установление близости, тесного дружеского контакта, взаимопонимания и культуры речевого общения.

В качестве педагогического обеспечения работы с родителями по повышению их педагогических знаний можно предложить ознакомиться разным членам семей со статьями из журналов «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание» и др. Например: Ельцова О., Крицкая Л., Шадрова Н. Детское речевое творчество как условие полноценного общения; Клименкова О. Игра как азбука общения; Кривцова С. Как научиться слушать друг друга без предубеждений и пристрастий; Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог; Рябкова Н. Учимся говорить правильно; Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников; Яшина В. Речевая среда и дети и др.

Последующую работу можно проводить с учетом особенностей организации форм взаимодействия ДОО с семьей, предусматривающих обсуждение предложенных материалов: дискуссии, диспуты, круглые столы и т.д.

Следует отметить, что при выполнении вышеописанной работы дошкольники станут замечать настроение и характер речи собеседника, выражать свои просьбы в словах, ценить своих сверстников и в общении с ними активно использовать грамматические конструкции, заимствованные из литературных произведений.

Таким образом, только совместная работа педагога (воспитателя ДОУ) с родителями подведет ребенка к осознанию необходимости общения со сверстниками, с разными членами семьи, уважительного к ним отношения, определению своего места как полноправного партнера общения. Несомненен и положительный результат такой деятельности, поскольку создается реальная возможность ввести детей в круг межвозрастного и межнационального общения, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения социального окружения, а самое главное, научить их умению общаться со сверстниками и взрослыми и при этом учитывать основные правила и требования культурного обращения и взаимодействия с ними.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год