Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей с ТНР с помощью мультипликации
Развитие речи у детей
Автор: Хакимова Альбина Равилевна   
29.03.2023 20:15

Развитие речи детей с ТНР с помощью мультипликацииРазвитие речи детей с ТНР с помощью мультипликации

Автор: учитель-логопед Хакимова А.Р.

В последнее время с нарастающими темпами в нашу повседневную профессиональную жизнь входят различные компьютерные технологии. Это дает неисчерпаемые возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко приветствуются детьми. Создание мультфильма с дошкольниками – современный вид проектной технологии, привлекающий внимание детей и позволяющий решать широкий спектр образовательных задач. Сочинение сюжета; подбор текста; создание визуальных образов, озвучивание... Занятия мультипликацией пробуждают и развивают весь спектр способностей детей и создают благоприятные условия для развития речи.

Главная задача заключается в том, чтобы вооружить дошкольников средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения, а не только научить детей пользоваться определенными грамматическими конструкциями.

 

Специфические особенности детей с ТНР в лексикограмматическом строе и связной речи, требуют целенаправленной, систематической работы по их устранению. Выполнение этой задачи тесно связано с развитием познавательной деятельности, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое место уделяется развитию у них связной речи. К сожалению, у детей с недоразвитием речи эта важная форма коммуникативной деятельности самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети затрудняются строить высказывания, часто прибегают к жестам, теряют связность и логичность изложения, не соблюдают логическую последовательность. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность таких процессов как слуховое, зрительное, тактильное восприятие. Нарушены память и внимание, пальцевая моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

В качестве инновационного средства, позволяющего наилучшим образом восстановить базу, которая обеспечивает формирование речи рассматривается мультипликация. Это лучшая почва, имеющая неограниченные развивающие возможности.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды деятельности: познавательную, речевую, игровую, изобразительную, музыкальную и др. Это приводит к развитию у детей таких значимых личностных качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма заинтересовывает и вовлекает в деятельность любого ребенка, дает возможность стать главным художником произведения. Нравится детям и возможность примерять на себя различные роли: сценарист, оператор, режиссера-мультипликатор (аниматора), художник и актер... Ценно для ребенка и то, что результаты выполненных проектов осязаемы, предметны, готовы к применению.

Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его.

Мультфильмы выполняются в различных техниках. Для самых маленьких чаще используется предметная анимация. В ход идут любые не крупные игрушки. Дети с удовольствием мастерят декорации из «Лего-конструктора».

Перекладка – вырезанные картинки передвигаются в каждом кадре. Дети вырезают фигурки животных и людей из старых журналов, рисуют сами или делают декорации на занятиях по конструированию. При кажущейся простоте этой техники дети быстро осознают необходимость постоянного контроля своих действий. Сначала даже передвижение фигурок на минимальное расстояние вызывало не малые трудности. Необходимо научиться синхронизовать работу с оператором, вовремя убирать руки из кадра. Дети учатся координировать внимание, развиваются коммуникативные навыки.

Исходя из опыта, дети чаще выбирают лепку из пластилина. С большим интересом включаются в работу и лепят фигурки животных, птиц, игрушки, посуду. Развивается зрительно-моторная координация, расширяются возможности для сенсомоторного развития. Объемные объекты дают возможность изучать сразу несколько их характерных особенностей с помощью различных анализаторов.

Создавая образ персонажа, передавая характер, поведение и пластику, юные мультипликаторы вживаются в образ персонажа, уподобляются персонажу (будь то человек, животное, оживший предмет или сказочное существо). Ребенок «разыгрывает» своего персонажа, перевоплощается в него, как актеры. Поэтому можно утверждать, что занятия мультипликацией пробуждают и развивают весь спектр художественных способностей детей и создают благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок получил тот полноценный, жизненнонеобходимый творческий опыт.

Со старшими дошкольниками можно попробовать пиксилизацию — анимация с присутствием в кадре самих участников. Спецэффекты с превращениями и оживлениями предметов вызывают у детей неподдельный восторг.

Монтаж мультфильма не вызывает трудностей и не предполагает освоения сложных программ. В своей работе мы пользовались готовой мультстудией, где задачей взрослого является только правильная организация процесса. Главными в данном виде творчества являются не технические характеристики мультфильма, а всестороннее развитие дошкольника.

Большое внимание мы уделяем озвучиванию мультфильма. Одной из основных задач дошкольного образования является формирование и развитие связной речи. Умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. Связная монологическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются: логика суждений, богатство представлений, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. От качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Мультипликация позволяет развивать связную речь, используя такие вспомогательные факторы, как наглядность и зрительный план высказывания.

Озвучивание мультфильма, а с младшими дошкольниками мы начинаем с простых, знакомых сюжетов русских народных сказок. Сложность упражнений постепенно возрастает. Детям предлагается придумать свое завершение сказки. Попробовать изменить сюжет, и наконец, придумать свою историю. Такой подход, позволяет без скачков усложнять характер монолога и обеспечивает плавный, естественный переход речи от ее ситуативной формы к контекстной. Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Словарный запас значительно пополняется новыми словами, которые правильно используются в простых нераспространенных и распространенных предложениях. Дети пользуются более развернутыми предложениями, в которых слова употребляются в различных грамматических формах. Разговор выходит за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, значительно расширяется объем речевого общения.

Во время озвучивания рекомендуем подбирать музыку, учитывая элементы музыкотерапии.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему,

увеличивает содержание адреналина в крови. Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Никколо Паганини.

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: музыка Франсиса Гойи, «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Еще одним плюсом мультипликации является возможность презентации результатов и общественное признание, что на ряду с возможностью испытать новые технологии дает большой толчок к развитию познавательной мотивации дошкольников. Представление готового мультфильма вызывает у детей неподдельный восторг.

После серии проектов с созданием мультфильмов у детей с общим недоразвитием речи были выявлены положительные тенденции в развитии.

Одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Идеальным условием для этого является коррекционная работа по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации.

Опираясь на опыт работы, с уверенностью можно сказать, что у дошкольников формируется стереотип учебного поведения на основе интереса к мультипликации. Такая творческая деятельность дает возможность не только видеть, ощущать тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия; развивает познавательную и продуктивную деятельность; развивает творческое мышление и творческую активность, воображение. Как следствие всего вышеперечисленного, развивается речь ребенка.

Список литературы:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. –Ростов н/ Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004, 224 с
  3. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2001. №4. С.69-76.
  4. Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. 1960. №10. С.88-91.
  5. Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 5-7 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1972. –210 с.
  6. Турицын В.Н. Художественновыразительные средства современного кино. М., 1981. С. 97 –112с.
  7. Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1953.
  8. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Л.И. ВласоваИспользование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность //Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016 С 39-44
  10. А.А. Мелик Пашаев. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей. //Культурноисторическая психология Т. 10. № 4. 2014 ГБОУ ВПО МГППУ., 2014. С. 66—71.
  11. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». — М.: Издательство «Ювента», 2008. — 24 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год