«КРУГИ ЛУЛЛИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Елтышева Анастасия Алексеевна | |||
26.03.2023 22:03 | |||
«КРУГИ ЛУЛЛИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Елтышева А.А. МАДОУ «ЦРР – детский сад №11» Кунгурский муниципальный округ Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимания.
Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946 году, эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно-образовательной работы в данном направлении. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ. Изучая психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что использование элементов и методов ТРИЗ ведет к ускорению речевых способностей у детей. Включение в организованную образовательную деятельность методов ТРИЗ, дает возможность развивать речевые способности дошкольников. Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике особое внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Действенным методом формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста является: метод, построенный на изобретении Раймонда ЛУЛЛИЯ – «Круги ЛУЛЛИЯ». Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Игровые пособия «Круги ЛУЛЛИЯ» способствуют интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивают интеграцию образовательных областей, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс работы с кольцами сопровождается игрой, способствует проявлению у воспитанников инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении. Соответственно целью моей работы стало – развитие речи детей дошкольного возраста посредством игрового пособия «Круги ЛУЛЛИЯ». Определены следующие задачи:
Использую Круги Луллия двух видов: горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки:
Познавательно-речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
|