Мастер-класс для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности «Дидактические словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мальцева Ольга Сергеевна Моисеенко Любовь Сергеевна | |||
13.03.2023 16:55 | |||
Мастер-класс для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности «Дидактические словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр в работе с детьми. Задачи:
Участники: родители.
Форма проведения: мастер-класс. Ход мастер-класса: 1. Организационный момент. Учитель-логопед: Скажите громко и хором, друзья! Деток вы своих любите? Нет? Или Да? Пришли вы сегодня, Сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет) Мы вас понимаем… Как быть нам тогда? Проблемы детей решать нужно нам? (да) Дайте нам тогда ответ! Помочь вы откажетесь? (Нет) Последнее спросим вас мы: Активными все будем? (да) В речи детей существуют множество проблем:
2. Основной этап. Основным этапом формирования правильного произношения у детей является артикуляционная гимнастика, которая проходит у дошкольников в игровой форме. (Демонстрация родителям презентации упражнений артикуляционной гимнастики. Разъяснения по правильному выполнению.) Детство – это период не только познания окружающего мира, но так же и время развития различных психических процессов, памяти, внимания, также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И здесь на помощь приходят дидактические игры. Существует множество игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Уважаемые родители, не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование, в котором может принять участие вся семья. 1. «Подбери словечко». Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. 2. «Сравни два яблока» - Одно яблоко жёлтое, а другое — красное; одно сладкое, а другое — кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин). 3. Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? — Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие. 4. «Приготовим сок» Из яблок — яблочный, из груш — грушевый, из слив — сливовый, из вишни — вишневый, из моркови – морковный, из лимона — лимонный, апельсина — апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д. 5. «Говори наоборот» Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный худой – толстый умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, 6. «Расскажи про зайчика» Для этой игры нужен игрушечный заяц, или картинка зайца. Взрослый дает задание ребенку придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение. Ребенок говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно взрослому. В процессе игры взрослый изменяет вопросы: «Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый). «Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая). «Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое). «Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие). Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Предлагаем вам поиграть с нашими волшебными мячиками. «Ёжик» Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (катаем Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (катаем Су- Джок между ладонями). Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика, которая поможет ребенку правильно выговорить все звуки. (Демонстрация и совместное выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики и знакомство родителей с пособиями и тренажерами для выработки целенаправленной воздушной струи.) 3. Заключительный этап Уважаемые родители, хочется ещё раз Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Надеемся, что мастер-класс расширил ваши представления о разнообразии игровых приемов по развитию речи детей. Учителя-логопеды: Мальцева О.С., Моисеенко Л.С.
|