Развитие речи детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шавлова Валентина Михайловна | |||
05.03.2023 08:52 | |||
Развитие речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка начинает развиваться с самого рождения. Сначала это отдельные звуки, потом слоги, а через какое-то время и целые слова. Речь важный элемент жизни человека. Без нее нет нормального существования. А анализ данных по речевому развитию дошкольников показывает, что с каждым годом данная проблема становится все более актуальной. Речь бедная (недостаточный словарный запас), односложная. Дети не могут не только описать картину, но и элементарно выразить свои мысли и грамотно построить предложение. Именно поэтому Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие в отдельную образовательную область. Вспомним основные задачи речевого развития:
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Таким образом в течение дня воспитатель должен охватить все данные направления речевого развития дошкольника. Что же способствует речевому развитию в детском саду?
Как говорила Российский и советский педагог Тихеева Елизавета Ивановна — «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Развивающая среда обязательно должна соответствовать возрасту ребенка. Должна включать в себя разного рода игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, театрализованные и другие), художественную литературу, иллюстрации. Особое внимание в любом возрасте стоит уделить играм на развитие мелкой моторике и речевого дыхания. 3. Ну и соответственно методы и приемы, которые использует воспитатель по речевому развитию в работе с детьми. Как мы помним, это наглядные, словесные, практические методы. Наглядные – это то что ребенок может увидеть, посмотреть, рассмотреть (наблюдения, экскурсии, показ иллюстраций. Словесные методы – это методы, в которых задействовано слово (Чтение и рассказывание художественных произведений; Заучивание наизусть; Пересказ; беседа; Рассказывание без опоры на наглядный материал) Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование через манипуляцию с предметами или воспроизведение каких-то действий (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры). Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в процессе ООД. На занятиях воспитатель сочетает все методы, использует демонстрационный материал. Режимные моменты также благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей. Но, разумеется, для полноценного речевого развития ребенка огромную роль играет семья. Как бы в детском саду воспитатель не развивал малыша, не взаимодействовал с ним, это не заменит общение с мамой.
|