Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика для дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Плотникова Антонина Анатольевна | |||
13.01.2023 01:14 | |||
Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика для дошкольников»
Работать над речевым дыханием можно с самого раннего возраста, тем самым избежав речевых нарушений в будущем. Особенности речевого дыхания у дошкольников: 1. Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Иногда ребенок пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. 2. Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. В таком случае запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы ребенок произносит значительно тише или вообще «проглатывает».
3. Неумелое распределение дыхания на всю фразу. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем хотел сказать. Примерные нормы количества произносимых на вдохе слов: 4 – 6 лет (4 – 6 слов) 6 – 7 лет (5-7 слов) Признаки правильного речевого дыхания:
То есть глубокий короткий вдох и правильный длительный выдох. Отличия речевого дыхания от физиологического: Физиологическое:
Речевое:
Правильное речевое дыхание формируется двумя способами:
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:
Упражнения для развития силы и длительности выдоха: 1. «Ветерок» И. п. – сидя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.
В руках у каждого ребенка воображаемая игрушка с таким названием. Нужно подуть на колечко с тем, чтобы выдуть как можно больше мыльных пузырей или один, но очень большой пузырь. 3. «Задуй свечу» Взять в руки воображаемую свечу и быстро задуть ее. Повторить, но держа свечу на расстоянии вытянутой руки. 4. «Одуванчик» Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы пушинки летели как можно дольше и дальше. 5. «Надувной шарик» Надувать воображаемый воздушный шарик, следя, чтобы он не лопнул. 6. «Аукаемся» Все вместе, приставив руки рупором ко рту, ребята зовут «ау», а затем повторяют аукание, изображения эхо. 7. «Топор» Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены замком. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опускаем тяжелый топор, произнести – «Ух» — на длинном выдохе. 8. «Ворона» Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Карррр». 9. «Насосик» Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. 10. «Маятник» И. п.: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз. Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.
|