НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Горзина Елена Викторовна | |||
12.11.2016 20:53 | |||
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык» Подготовила: Горзина Е.В. Воспитатель высшей категории МБДОУ «Снежинка» Программное содержание:
Предварительная работа: Знакомство с пословицами о языке и речи, заучивание их наизусть: «Доброе слово дом строит, а злое разрушает», «Хорошее слово всегда к месту», «Красно говорит, а слушать нечего», «От худого слова — навек ссора», «Слово — не воробей, вылетит не поймаешь».
Активизация и обогащение слов: занемог, светлица, ширинка. Материал: кукла Петрушка, фишки, (папка с картинками — веселинками и картинок-загадок); использование мультимедийных технологий с использованием экрана; предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавицы, щенки, синицы. Аудиозаписи: песни «Большой секрет для маленькой компании», отрывки из сказок А. Толстого «Приключения Буратино», П. Ершова «Конек — горбунок». Ход занятия Звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» (аудиозапись). Дети проходят и садятся на стульчики. Воспитатель: Как вы думаете, о чем можно говорить с друзьями? Ответы детей: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т.д. Воспитатель: Какое значение слова «язык» вы знаете? Дети: Язык — это орган речи. Воспитатель: Правильно. Но языком называют саму речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит. Воспитатель: Но речь может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает». Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки «о хорошем, добром языке», а потом «о плохом языке». За правильный ответ дети получают фишку. Дети: Пословицы и поговорки «о хорошем и добром, плохом языке»:
Подводят итоги, фишки. Сюрпризный момент: Появляется Петрушка (взрослый) Петрушка: Эй, белобрысый из первого ряда, Ох, и посмеюсь я сейчас над вами, Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о Петрушке, опишите его внешность и характер. Дети составляют рассказ о Петрушке: (3-4 ребенка) Петрушка очень веселый, добрый. Он умеет шутить, веселить, радовать. Носит яркую, красочную рубаху, широкие штаны, колпачок с бубенчиками. Знает много стишков, песенок, загадок, прибауток. Любит играть и танцевать. Физ. минутка: гимнастика для выработки хорошей осанки.
Молодцы! Петрушка: Я принес для вас картинки — веселинки, да картинки — загадки. Вот первая из них (слад 1). Воспитатель: Из- за леса, из — за гор Сапоги на нем с карманами, Воспитатель: Ребята, бывает ли так на самом деле? Дети находят ошибки: … «на булановой телеге» … «скрипучей лошади» Петрушка: Ребята, а вот картинки другие (Буратино, Дуремар, Тортилла) Воспитатель включает отрывок сказки «Приключения Буратино» (аудиозапись). Аудиозапись: (слайд 2,3) «Ах, ты, старый плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, ну да прячешь лапы и голову… Я бы продал твою крышку на гребешки… Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Клянусь — его получит только тот человек, кто заставит все население пруда просить меня об этом». Воспитатель: Как вы думаете, почему обиделась Тортилла? Какие обидные слова сказал ей Дуремар. Ответы детей: говорил обидные слова: …старый плавучий чемодан Петрушка: Ой, какой грубый Дуремар! Не умеет добрые слова говорить. Воспитатель включает отрывок из сказки «Конек — горбунок» (аудиозапись, слайд 4) Аудиозапись: «Что Иванушка, невесел? Аль, попался к лиходею?» Царь велит в свою светлицу «Велика беда, не спорю; Но, сказать тебе по дружбе, И скажи: «Ведь для поимки Весь заморского варенья- Воспитатель: Расскажите, как Конек — горбунок утешал Иванушку? Ответы детей: обнимал, целовал, утешал, уговаривал, давал советы… Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слова: «занемог, светлица, ширинка»? Воспитатель: Какими словами можно заменить? Дети: Занемог — заболел; 1. «Дровосек»: И.п ноги на ширине плеч, руки опущены. Берем двумя руками «топор», поднимаем его над головой, одновременно глубоко вздыхаем. С коротким вздохом через рот делаем быстрый наклон вперед, опускаем руки вниз. Выпрямляемся, поднимаем руки, одновременно делаем вдох, и снова наклоняемся, ударяя «топором» с восклицанием «Раз». 2. Упражнение от усталости. И.п как в первом. Поднимаемся на носки, одновременно делаем вдох с восклицанием «Ух», быстро наклоняемся и, не выпрямляясь, делаем еще три пружинящих наклона, выдыхая воздух с восклицанием «Ух». При каждом наклоне туловище расслабляется и опускается все ниже. Воспитатель: Отдохнули, а хотите еще поиграть? Дети: Да. Воспитатель: Давайте дружно стишки сочинять. Петрушка, а ты хочешь еще поиграть, тогда помогай. Петрушка: Даю вам честное слово, Даю вам честное слово! Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Почему? Носят ли свинки ботинки? А может быть, носят чулки? Ответы детей: понравилось; веселое, шутливое, смешное… свинки не носят ботинки и чулки. Воспитатель: Мы тоже с вами сочиним веселые стихи про разных животных. Я начну, а вы закончите. А помогут вам картинки-подсказки (слайды) Воспитатель: Даем вам честное слово, И щенков без… (носков) (слайд 7) Воспитатель: Без носков — … Дети: … (щенков) (слайд 10) Воспитатель: Без тапочек и рукавичек… Дети: … (синичек) (слайд 11) Воспитатель: Смешная шутка у нас получилась. Давайте вместе её повторим: * Даем вам честное слово И щенков без носков, И синичек без тапочек и рукавичек. Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Я очень вами довольна. Что вы сегодня нового узнали из нашей беседы? Что вам понравилось? На кого бы вы хотели быть похожими из сказочных героев? Петрушка: А мне пора возвращаться к своим друзьям, мне очень понравилось у вас и я хочу подарить вам на прощанье своего младшего брата (кукла Петрушка), чтобы вы его научили всему, что умеете. До свидания! Дети: Спасибо, до свидания! Дети под мелодию песни «Большой секрет для маленькой компании» выходят танцевать с куклой Петрушкой.
|