Методы и приемы развития речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гульманова Зоя Петровна | |||
03.01.2023 17:26 | |||
Методы и приемы развития речи Дошкольный возраст — самое благоприятное время для развития речи. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена не литературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д. Основная цель речевого развития, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития
Наглядные методы используются в детском саду чаше. Применяются как не посредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно. Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требует наглядности. У детей формируется такие психологические процессы как память, мышление. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся, различные дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Хороводные игры, сюжетно ролевая игра, пластические этюды. Они используются для решения всех речевых задач. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение указания, оценка детской речи, вопрос. Речевой образец-правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Повторное проговаривание – преднамеренное. Многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Применяется на занятиях по обучению грамоте в старшем возрасте. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие. Оценка детской речи- мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующие качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна быть иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями- «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы могут быть наводящими и подсказывающими. Наглядные приёмы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре – драматизации, в чтении стихотворения), показ органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, название нового слова и показ объект, им обозначаемого. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. У ребенка проявляется интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по речевому развитию в детском саду.
|