«Использование мнемотехники для развития связной речи детей» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ястребова Ольга Александровна | |||
20.08.2022 17:16 | |||
«Использование мнемотехники для развития связной речи детей» Подготовила: воспитатель Ястребова О.А. МДОАУ Д/С № 20 Август, 2022 На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха. При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения; изменение порядка слов, что нарушает художественную форму; длительность процесса заучивания (запоминания); припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, то есть применяем метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры. Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста. Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д. Методика использования мнемотехники включает в себя четыре этапа: I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов. На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря. II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц. Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки. IV этап: Детское проектно-творческое моделирование. На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Обязательно, при выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:
Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники:
Предлагаю рассмотреть, в чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники. Классическая методика:
Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице:
Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей. В результате работы с мнемотаблицами у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость. Литература:
|