Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект семинара-практикума для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Развитие речи у детей
Автор: Будруева Елена Александровна   
13.05.2022 15:41

Конспект семинара-практикума для воспитателей «Рзвитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Конспект семинара-практикума для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Автор-составитель: Е.А. Будруева, учитель-логопед 1 категории МАДОУ д/с № 38 «Семицветик» п. Ждановский

Цель семинара:

  • создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи семинара:

  1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
  2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
  3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Начать наш семинар хочется c коммуникативной игры «Найди похожих».

 

Скачать конспект

Цель: снятие напряжения, создание непринужденной обстановки, сплочение коллектива.

Ход игры: ведущий говорит фразы утверждения, к кому они подходят, те выходят в круг.

Фразы:

Кто пришел в брюках?

У кого есть часы?

Кто не замужем?

Кто вовремя сдает всю документацию?

У кого есть сотовый?

Кто пришел в юбке?

Кто участвует в профессиональных конкурсах?

Введение в тему:

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В продолжение предлагаю вам провести разминку и ответить на вопрос:

1. Какие методы развития речи Вы знаете?

Ответ: Словесные, наглядные, практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

2. Какие приемы развития речи Вы знаете?

Ответ: словесные, наглядные, практические (игровые).

Словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы. Показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и другие — также обычно сочетаются со словесными приемами, например, образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Практические методы (игровые приемы) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесении звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

- Хорошо! Мы с Вами вспомнили методы и приемы развития речи.

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Недаром народная мудрость гласит: «Умение общаться — значит в счастье купаться».

Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны в наше время.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

Я хочу задать вам вопрос:

- Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи выбрать для работы с детьми дошкольного возраста?

Ответ: Для совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности можно использовать дидактическую игру, игры на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность.

Развитие речи посредством пальчиковых игр и развитием мелкой моторики

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей;
  • пирамидки;
  • игрушки – шнуровки;
  • кубики;
  • сухой бассейн.

- Скажите, пожалуйста, для чего нужно развивать мелкую моторику?

(Ответы педагогов)

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Существует множество пальчиковых игр, они могут быть подобраны по лексическим темам, что удобно в использовании при работе воспитателя каждый день.

Предлагаем вашему вниманию одну из пальчиковых игр для младшего возраста – «Пряничек».

Сейчас мы побудем детьми и поиграем с пальчиками.

- Ребята, я приготовила для вас новую игру. Любите с пальчиками играть? Приготовили ладошки. Слушаем внимательно и повторяем движения за мной.

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

Также для развития речи детей можно использовать ритмодекламации.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом звуковая ткань многократно усиливает эмоциональный эффект, является важным развивающим фактором для ребёнка.

Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики.

Снова мы с вами превращаемся в детей. Я буду воспитателем, а Вы – детьми старшей группы.

- Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Я прочитаю вам стихотворение, вы внимательно послушаете, запомните слова и интонацию текста и движения. А потом мы будем выполнять движения все вместе.

Игра «Борщ»

Кастрюлю с водой ставим на огонь (хлопок слева и справа).

Кастрюлю с водой ставим на огонь.

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной (круговые движения перед собой),

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Раз, два картошечка, варится картошечка (соединяем полукруглые ладошки),

Раз, два картошечка, варится картошечка.

От капусты стало густо! Густо (шевеля пальцами, поднимаем руки вверх)!

От капусты стало густо! Густо!

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной,

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Свеклу и морковку, чик, режем, чик, ловко, чик (правая рука на левой руке показывает работу ножа),

Свеклу и морковку, чик, режем, чик, ловко, чик.

Добавляем, ммм! Сладкий перец, ммм (щелчок пальцем руки)!

Добавляем, ммм! Сладкий перец, мммм!

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Красные помидоры, красные помидоры (руки как бы держат помидоры, показывая их вес),

Красные помидоры, красные помидоры,

Лук-лучок, петрушку и укроп (хлопки справа и слева).

Лук-лучок, петрушку и укроп.

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Варим борщ, варим борщ вкусный овощной.

Всё сварили (хлопок по колену)! А что забыли? Соль мы забыли.

- Понравилось? Вы все молодцы!

- Какие цели в этом упражнении мы выполнили?

Ответы педагогов.

Развитие речи средствами дидактической игры

Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры и игровые упражнения активизируют речь детей. Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами являются игровые приемы и дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Основные виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.)
  • настольно-печатные игры

- словесные игры.

Структура дидактической игры:

  1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
  2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
  3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ

Игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

Одной из таких технологий являются игры на звукоподражание, развитие словесного творчества.

Я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми. Первая игра будет для детей младшего возраста. Я буду воспитателем, а Вы будете исполнять роль детей младшего возраста.

- Анечка, Ниночка и Светочка, подойдите, пожалуйста, ко мне. Хотите поиграть? Мы сейчас с вами превратимся в птичек. Слушайте внимательно стихотворение и повторяйте за мной, как кричат птички.

«На птичьем дворе»

Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение, внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" — спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

- Молодцы, девочки! Вам понравилось? Завтра мы еще поиграем.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы — "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", — говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

«Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

- Девочки, а вы умеете подбирать нужные слова. Сейчас я расскажу вам стихотворение, вы внимательно послушаете и ответите мне на вопросы.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком — вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

- Молодцы! Как много слов вы назвали, я вижу, что вы старались.

Эта игра направлена на развитие умения определять схожие по смыслу слова, на развитие словаря, на умение согласовывать прилагательное с существительным.

Игра «Только весёлые слова»

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.

Вариант. Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Сюжетно-ролевая игра в развитии речи детей

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:

  • закреплению навыков пользования инициативной речью
  • совершенствованию разговорной речи
  • обогащению словаря

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Перейдем к практической части нашего семинара. Давайте попробуем показать на практике. Как воспитатель в средней группе предлагает поиграть детям в сюжетно-ролевую игру «Больница». Мне будут помогать воспитатели средних групп: Елена Александровна, Татьяна Федоровна, Анна Александровна. Елена Александровна будет воспитателем, остальные – дети.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Сюжетно ролевая игра больница способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.

Беседуем с ребенком о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит», стихи о докторах. Расширяем словарь по теме: больница, поликлиника, бинт, зеленка, микстура, рана, лекарство, белый халат, градусник, шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет. Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику и т.д. Обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки.

Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе.

Виды театра для 1 младшей группы.

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Виды театра для 2 младшей группы.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ( «Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Средняя группа

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ( «Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ( «Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.

И в заключении хочу сказать, что игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагогов возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.

Рефлексия. «Солнце и тучка».

Если Вам понравился семинар – практикум, то поднимите вверх солнышко, если не понравился, то тучку.

Обсуждение семинара – практикума с коллегами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год