Особенности семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста и его влияние на формирование речи ребенка |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Котова Дарья Игоревна | |||
10.05.2022 21:16 | |||
Особенности семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста и его влияние на формирование речи ребенка Котова Дарья Игоревна Учитель-логопед, ГБОУ Школа №1467, дошкольное отделение №2, г. Москва. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности, и все же семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте, но почему-то многие родители думают, что заниматься с детьми 3х лет нет необходимости — они и сами учатся, растут, развиваются, хотя именно с наступлением 3х летнего возраста с ребёнком становится сложнее, появляется осмысление происходящего вокруг и ребенку приходится многое объяснять. Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы.
Что бы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие, помощь, поддержка в повышение родительской компетентности. Семья — это первый источник форм социального взаимодействия, которые осваивает ребенок. Нарушения детско-родительских отношений могут повлиять на полноценное развитие малыша и на развитие речи в том числе. Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, расширяя его словарный запас, развивая образное мышление и создавая эмоциональную близость, теплоту отношений, много разговаривают, занимаются с ним. Очень важно, чтобы члены семьи учитывали возрастные возможности и особенности младших дошкольников, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. От развития ребенка в рамках семьи зависит в большей степени все его дальнейшее будущее, но родители, зачастую не задумываются об этом, они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт, так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Кроме существительных и глаголов начинают шире использовать другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. С небольшой помощью взрослых ребенок может передать содержание хорошо знакомой сказки, наизусть прочитать небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Поскольку сочетание семейного и общественного воспитания очень важно в развитии речи ребенка, совместно с воспитателями организовали работу с детьми вовлекая в процесс родителей. Степень влияния родителей на речь ребенка очень велика. Но родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, возлагая надежды на логопеда, так как не владеют необходимыми знаниями, умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. И мы задумались, как и по каким направлениям можно организовать работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Были поставлены следующие задачи: 1) повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики. 2) Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, воспитателями и логопедом. Для решения первой задачи были проведены беседы и консультации: «Ваш ребенок». Цель: расширить представления родителей о психологических особенностях младшего дошкольного возраста. «Нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста». Цель: ознакомить родителей с основами логопедии, современными представлениями о нарушениях речи. Оформлена информация для родительского уголка на тему: «Родительское отношение к ребенку, типы, влияние на психическое развитие» и «Психолого-педагогические основы семейного воспитания». Для решения второй задачи познакомили родителей с пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, упражнениями на дыхание и развитие мелкой моторики руки и их роль в развитии речи ребенка. Выставлена информация в родительском уголке: «Пальчиковые игры в воде», «Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале», «Рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития». А так же провели родительское собрание на тему: «Детский фольклор в воспитании детей младшего дошкольного возраста». Речь младших дошкольников развивается наиболее активно при использовании произведений устного народного творчества во всех режимных моментах. Родители познакомились с современными представлениями о причинах речевых нарушений, с методами коррекционного воздействия и занятий по профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания. Затем мы организовали ряд мероприятий, способствующих активным взаимоотношениям родителей между собой. Далее мы перешли к циклу «Уроки общения». Цель: дать родителям возможность задуматься о ценности семейного общения, поделиться опытом семейного воспитания, познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на развитие речи детей; подвести участников к анализу собственного педагогического опыта. Следующий цикл «Лекотека». Слово «лекотека» образовано из шведских слов обозначающих «игрушка» и «коллекция». Предназначена для оказания помощи родителям, имеющим особенных детей, но мы привлекли всех родителей, наша цель — раскрыть воспитательный потенциал семьи через игровое взаимодействие. Родители делились на подгруппы по роду коррекционных проблем, где родителям представляли суть игры или игр, правила и конкретную цель для достижения результатов. Затем игровая деятельность переносилась в домашние условия. Постепенно размышления и стремления в развивающих играх привели к кукольному театру. Мы показали родителям два занятия с детьми по работе с пальчиковым театром «Знакомство с куриным семейством» и «Кто в теремочке живет?». Цель занятий: воспитывать интерес к совместной театральной деятельности детей с воспитателем, учить приемам работы с куклами пальчикового театра. Занятия способствуют развитию мелкой моторики руки, слуховому и зрительному вниманию, воображению, эмоциональным переживаниям; учат сочетать движения и речь. На занятиях дети рисовали зернышки для цыплят и корм животным нетрадиционным способом, что вызвало не менее оживленный интерес родителей, как и к театральной деятельности. Таким образом, мы перешли к новому циклу мероприятий «Театр и рисование». На наших мероприятиях дети и родители познакомились с нетрадиционными художественными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками, оттиск пробкой, печатками из картофеля, что вызвало массу положительных эмоций у всех членов семьи. Эти способы использовали для рисования декораций к настольному театру. Таким образом, в процессе целенаправленной, систематической работы с детьми совместно с родителями, удалось добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии детей. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, общительнее. Родители пересмотрели свои взгляды на воспитание детей, их значение в профилактике и коррекции речевого развития ребенка. Познакомились с современными представлениями о причинах речевых нарушений, с методами коррекционного воздействия и занятий по профилактике нарушений речи в условиях семейного воспитания. В семьях улучшился микроклимат, некоторые семьи сдружились между собой. Следовательно, можно утверждать, что коррекционно-логопедическая работа по улучшению стиля семейного воспитания с целью формирования речи младшего дошкольника является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
|