«Роль речи в развитии личности ребенка». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Скутина Алена Михайловна | |||
17.04.2022 17:53 | |||
«Роль речи в развитии личности ребенка». «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» К. Д. Ушинский. Развитие речи – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации. В свете современной тенденции общества к интеграции и развития общественно — политических и культурно-языковых контактов актуальной проблемой является овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном детстве как общая основа воспитания и общения детей.
Главный механизм взаимодействия субъектов социума —речь. Благодаря ей человек фиксирует свои мысли, чувства. Многие ученые и исследователи по-разному определяют возрастные границы каждого периода. Известный русский лингвист А.Н. Гвоздев выявил последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и пришел к выводу о том, что детям на раннем этапе развития свойственна ситуативная речь. Детская речь изумительна, забавна, изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подомных изречений. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и всех окружающих. Дети смотрят глазами взрослых на все предметы и явления окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды взрослых, их оценки той или иной ситуации и конечно же подражают речи взрослых. Речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой — это поможет ребёнку в полноценном формировании его речи, а в дальнейшем и в успешном обучении в школе. Близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям в их жизни. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем мире детства, в стране сказки и ежедневного познания чего-то нового и прекрасного. Детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее. Мы, педагоги, должны разговаривать с детьми на одном языке, понимать их: поведение, речь, жесты, внутренний мир, а для этого немаловажна роль родного языка. Дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми. Дети в своем дошкольном возрасте проявляют большой интерес к сказкам. Именно сказка помогает строить правильный диалог с собеседником, развивать логическую связную речь, делать речь красивой и эмоциональной. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы. Педагоги, работающие с детьми, достойны всяческой поддержки, внимания и уважения. Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью ребенка, развивает его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.
|