Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие речи у детей
Автор: Малышева Ольга Александровна   
10.01.2022 13:41

«КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»«КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка, очень важна.

 

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для организации работы по развитию речи в группе создан и эффективно используется коррекционный центр «Тили Мили Трррямдия»

Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью мы создаем условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Главная цель центра – стимулировать речевое развитие детей с нарушениями звукопроизношения.

Цели и задачи речевого воспитания

  • Освоение норм и правил русского языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями;
  • Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
  • Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

В работе с детьми важно учитывать то, что они быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Ключевым персонажем речевого центра целесообразно использовать «героя» центра, у нас это игрушка МИШУТКА, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, вызывает у детей речевой интерес и побуждает к активности.

В центре созданы условия для организации речевых игр и НОД:

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Так для проведения артикуляционных упражнений используются предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

Для развития правильного речевого выдоха – тренажеры: «Бабочка на цветке»; «Горячий чай»; «Облака»; «Летающие снежок»; «Волшебный шарик», султанчики; вертушки; «Загони мяч в ворота» и др..

ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: сухой бассейн; массажные игрушки, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры по лексическим темам; различный материал для составления букв. Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры — шнуровки и др.

Для обогащения словарного запаса – игры: «Глаголы в картинках», «Волшебный поясок», «Противоположности», «Что из чего сделано», «Назови одним словом», и т.д.

Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; схемы слова; «Делим слова на слоги»; Д/игры: «Угадай, что внутри», «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Придумай слова со звуком»; «Строим дорожку», «Ловушка», «Поймай слог», «Раздели правильно».

Звукопроизношение Одним из видов работы по закреплению правильного произнесения каждого звука речи, овладения ребенком звуко-буквенным составом слов и подготовкой к обучению грамоте являются фонетические игры, задания и упражнения. Д/игры: — «Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону», — «Уборка в комнате: расставь по полочкам», — «Подбери ежам зонтики». «Определи место звука», «Подбери схему», «Домики», «Звонкий-глухой», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем слова»

Лексика и грамматика. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Магнитная доска; набор магнитных букв; кассы букв и слогов;, кубики «Азбука в картинках», кубики «Учись читать», «Умные кубики» и т. д., Букварь Н.В. Нищева, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; и др.; серия «Умные игры», ребусы. Предметные картинки по лексическим темам; «Что из чего сделано»; «Одень куклу»; «В мире животных» и др. Игры для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт»; на дифференциацию, например — одежда летняя, зимняя. Игры на определение качеств предметов «Отгадай, что это?».

Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже — «Чего не хватает?». Картинки с изображением предметов во множественном числе. Пособие «Поиграем с буквами. Моя веселая азбука». Картинки с изображением синонимов. Картинки с изображением антонимов. Игры на образование профессий от разных частей речи — «Знаешь ли ты профессии?», «Свойство предметов». Папки: «Формирование словаря детей», «Грамматический строй речи».

Развитие связной речи

В книжном уголке, где на полочках расположены книги по возрасту детей, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Периодически организуются выставки книг одного писателя.

В центре сюжетно – ролевых центрах необходимо создавать соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр.

В центре театральной деятельности имеется кукольный, теневой театры, организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений. Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи применяется пальчиковый театр, ширмы для кукольного театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы — ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок.

Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей, в центре имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов.

Содержание логопедического центра определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год