«КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Малышева Ольга Александровна | |||
10.01.2022 13:41 | |||
«КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка, очень важна.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Для организации работы по развитию речи в группе создан и эффективно используется коррекционный центр «Тили Мили Трррямдия» Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью мы создаем условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Главная цель центра – стимулировать речевое развитие детей с нарушениями звукопроизношения. Цели и задачи речевого воспитания
В работе с детьми важно учитывать то, что они быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Ключевым персонажем речевого центра целесообразно использовать «героя» центра, у нас это игрушка МИШУТКА, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, вызывает у детей речевой интерес и побуждает к активности. В центре созданы условия для организации речевых игр и НОД: РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Так для проведения артикуляционных упражнений используются предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ Для развития правильного речевого выдоха – тренажеры: «Бабочка на цветке»; «Горячий чай»; «Облака»; «Летающие снежок»; «Волшебный шарик», султанчики; вертушки; «Загони мяч в ворота» и др.. ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: сухой бассейн; массажные игрушки, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры по лексическим темам; различный материал для составления букв. Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры — шнуровки и др. Для обогащения словарного запаса – игры: «Глаголы в картинках», «Волшебный поясок», «Противоположности», «Что из чего сделано», «Назови одним словом», и т.д. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; схемы слова; «Делим слова на слоги»; Д/игры: «Угадай, что внутри», «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Придумай слова со звуком»; «Строим дорожку», «Ловушка», «Поймай слог», «Раздели правильно». Звукопроизношение Одним из видов работы по закреплению правильного произнесения каждого звука речи, овладения ребенком звуко-буквенным составом слов и подготовкой к обучению грамоте являются фонетические игры, задания и упражнения. Д/игры: — «Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону», — «Уборка в комнате: расставь по полочкам», — «Подбери ежам зонтики». «Определи место звука», «Подбери схему», «Домики», «Звонкий-глухой», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем слова» Лексика и грамматика. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Магнитная доска; набор магнитных букв; кассы букв и слогов;, кубики «Азбука в картинках», кубики «Учись читать», «Умные кубики» и т. д., Букварь Н.В. Нищева, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; и др.; серия «Умные игры», ребусы. Предметные картинки по лексическим темам; «Что из чего сделано»; «Одень куклу»; «В мире животных» и др. Игры для подбора определений к словам (величина, части, детали, материал, форма назначение и пр.); игры на формирование обобщающих понятий типа «Что лишнее?», освоение обобщающих слов, например «транспорт»; на дифференциацию, например — одежда летняя, зимняя. Игры на определение качеств предметов «Отгадай, что это?». Игры на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже — «Чего не хватает?». Картинки с изображением предметов во множественном числе. Пособие «Поиграем с буквами. Моя веселая азбука». Картинки с изображением синонимов. Картинки с изображением антонимов. Игры на образование профессий от разных частей речи — «Знаешь ли ты профессии?», «Свойство предметов». Папки: «Формирование словаря детей», «Грамматический строй речи». Развитие связной речи В книжном уголке, где на полочках расположены книги по возрасту детей, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Периодически организуются выставки книг одного писателя. В центре сюжетно – ролевых центрах необходимо создавать соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. В центре театральной деятельности имеется кукольный, теневой театры, организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений. Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи применяется пальчиковый театр, ширмы для кукольного театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы — ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей, в центре имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Содержание логопедического центра определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
|