Использование метода «Синквейн» в развитии речи дошкольника. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Корнева Светлана Владимировна Кузнецова Екатерина Игоревна | |||
03.12.2021 11:58 | |||
Использование метода «Синквейн» в развитии речи дошкольника. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Однако не у всех детей в современном мире развивается правильная грамотная речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
«Синквейн» возник в США, в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. Основателем считается Аделаида Крепси. «Синквейн» в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Эту технологию стали использовать в России с 1997 года. Многие специалисты (психологи, воспитатели и т.д.) считают эту методику одной из лучших по эффективности. Не все дети в дошкольном возрасте осваивают сложную информацию. А этот действенный метод хорошо усваивается детьми в развитии образной речи. Видов «Синквейна» очень много:
«Синквейн» состоит всего из пяти не рифмованных строк:
Чёткое соблюдение правил «синквейна» необязательно. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех! Пример: «Мама. Ласковая. Заботливая. Кормит. Стирает. Обнимает. Я очень люблю свою маму. Семья.» Как видите, здесь можно использовать разные части речи. Даже взрослому сложно излагать мысли и чувства, быстро и правильно оценивать информацию в нескольких словах. Это сложная и плодотворная работа. Кажущаяся простота формы «синквейна» скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Новый метод можно применять не только на занятиях. Его можно использовать в индивидуальной и групповой беседе на лексическую тему. Можно давать задания детям на составление «синквейна»:
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа. Использование синквейна позволит более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Применение данного метода развивает у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
|