Проект занятия по обучению пересказу в старшей группе «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сафонова Екатерина Юрьевна Селькова Надежда Евгеньевна | |||
14.08.2021 00:37 | |||
Проект занятия по обучению пересказу в старшей группе «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Основные задачи:
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; до-говаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению. Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана. Предварительная работа:
Алгоритм образовательной деятельности Методические указания Вводная часть 1. Организационный момент. Развитые произвольного зрительного внимания. Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси. 2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные». Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси). Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу. - Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса) Основная часть 3. Чтение адаптированного рассказа. Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу-галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал. По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси. 4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы. - Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) - Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.) - Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.) - На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.) - Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.) - Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорокаувидела зайца. Она крик подняла на весь лес.) - Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) - Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.) - Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.) 5. Коллективное составление предложений по опорному слову. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей. Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений. Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал... Так медведь... По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем. 6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению. Зайки Зайки встали на лужок, Собираемся в кружок. Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте, руки перед грудью, ладошки вниз, как лапки) Сели зайки на лужок, (Присесть на корточки) Роют зайки корешок. Вот какие зайки, Зайки-попрыгайки. (Изобразить соответствующие движения) 7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти. - Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут. 8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком. Заключительная часть 9. Итог. Оценка работы детей. - Чем занимались? - Чему научились? - Что запомнили?
|