Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии «Ожившая картина» в развитии связной речи у детей с нарушением речи.
Развитие речи у детей
Автор: Чурилова Е.В. Копылова Л.А. Дакаева С.А.   
12.04.2025 15:07

Использование технологии «Ожившая картина» в развитии связной речи у детей с нарушением речи.Использование технологии «Ожившая картина» в развитии связной речи у детей с нарушением речи.

Технология "Ожившая картина" — это инновационный метод, который активно используется в коррекционной педагогике для развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Она основана на интеграции различных видов деятельности ребенка, включая восприятие визуального материала, творческое воображение и вербальное выражение мыслей. Рассмотрим подробнее, как эта технология помогает детям с ТНР улучшить свою речь и развить коммуникативные навыки.

Основные принципы технологии:

  1. Использование визуальных образов: В основе метода лежит использование картин, которые помогают ребенку лучше воспринимать и запоминать информацию. Это особенно важно для детей с ТНР, поскольку они часто испытывают трудности с пониманием абстрактных понятий и нуждаются в наглядных примерах.
  2. Интерактивность: Ребенок активно участвует в процессе создания "оживления" картины. Это может включать добавление деталей, изменение композиции или даже создание новых сюжетов. Такой подход стимулирует креативное мышление и развивает умение выражать свои мысли через речь.
  3. Эмоциональная вовлеченность: Картина становится "живой" благодаря эмоциональному отклику ребенка. Он учится передавать свои чувства и эмоции, что способствует развитию экспрессивной стороны речи.
  4. Работа над структурой высказывания: Технология позволяет педагогу корректировать структуру предложений, исправлять ошибки в грамматике и лексике, помогая ребенку формировать правильные речевые конструкции.

Этапы работы с технологией:

  1. Знакомство с картинкой: Педагог по ИЗО знакомит с картиной, показывают и описывает картину, задает вопросы, направленные на выявление деталей и особенностей изображения.
  2. Обсуждение сюжета (учитель-логопед): Вместе с детьми обсуждает сюжет картины, кто изображён, какие действия происходят с помощью мнемотаблиц и картинно-графических схем. Это помогает развивать умение выстраивать последовательность событий и логически связывать части рассказа.
  3. Создание истории: Ребенок придумывает историю, основанную на картине, структурировать повествование, на задаваемые ему наводящие вопросы и предлагаемые варианты развития сюжета.
  4. Презентация: Ребенок рассказывает свою историю перед аудиторией (другими детьми). Это укрепляет уверенность в себе и развивает навыки общения.

Преимущества технологии:

  • Развитие воображения: Дети учатся создавать собственные истории, развивая творческие способности.
  • Улучшение грамматики и лексики: Постоянная практика построения предложений и использование новых слов обогащают словарный запас и улучшают грамматические навыки.
  • Социальная адаптация: Участие в коллективных занятиях и выступлениях способствует социальной адаптации ребенка, учит его взаимодействовать с окружающими.
  • Повышение мотивации: Интересный и увлекательный процесс работы с картинами мотивирует детей к коммуникации. У детей обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Заключение:

Чтобы понять, проникнуться сюжетом картины, юные экскурсоводы, познакомившись с полотном великого русского художника В.Г. Перова «Рыболов», решили «Оживить картину», получив массу позитивных эмоций и впечатлений.

Технология "Ожившая картина" является эффективным инструментом для коррекции и развития связной речи у детей с ТНР. Она сочетает в себе элементы игры, творчества и обучения, что делает процесс увлекательным и продуктивным. Использование этой методики помогает детям не только улучшать речевые навыки, но и развивать личностные качества, такие как уверенность в себе, креативность и способность к общению.

  • Копылова Лиана Анатольевна Педагог по ИЗО,
  • Чурилова Елена Владимировна Учитель-логопед,
  • Дакаева Седа Анзоровна Учитель-логопед,

Филиал МАДОУ «ДС «Теремок» «Северное сияние», г. Новый Уренгой, ЯНАО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год