МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Налеухина Людмила | |||
22.06.2021 14:42 | |||
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО» Подготовила: воспитатель Налеухина Л.В. РП. Кадуй 2020 г. Цель: транслирование опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине с целью мотивации педагогов ДОО к использованию развивающих приемов ТРИЗ и повышение их компетентности в обучении детей составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения. Задачи:
Оборудование: модели (пример), проектор, презентация, репродукции картин (портрет,..), карточки для педагогов с символами, карточки для «оживления» картины, альбом с эмоциями, картина «Кошка с котятами» (Серия О.С. Ушаковой), листы бумаги для «Подзорной трубы», подносики для схем.
Слайд 1 Ход: - Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить опыт работы по обучению составлению рассказов по картине с использованием ТРИЗ. Поскольку, в современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, то эта технология именно развивающая, использование ее наиболее полно отвечает этим задачам и рекомендациям ФГОС ДО. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. ТРИЗ помогает развивать у детей эти качества личности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Поскольку речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Большую часть времени, когда человек бодрствует, он посвящает основным видам речевой деятельности. - Какие это виды? (говорение, слушание, чтение, письмо) Раньше был и есть распространенный вид составления рассказа по образцу воспитателя (и такая работа тоже нужна, поскольку развивается слуховая память). Да, тоже рассматривали картину, дети отвечали на вопросы о времени года, во что одеты персонажи, что делают. Но потом давался … Что? (образец рассказа) И дети рассказывали по образцу педагога (цепочками, индивидуально, парами… как угодно) У кого слуховая память лучше, тот воспроизведет рассказ взрослого, у кого память не совершенна, тот, с помощью взрослого или детей, тоже расскажет. Я это очень хорошо помню (я дошкольник и очник), методики давались серьезно. А используя ТРИЗ, дети рассказывают с опорой на схемы, модель, придерживаясь определенного алгоритма, что позволяет наиболее полно, глубоко рассмотреть изображенное и последовательно воспроизвести то, что изображено. Можно сказать, что и здесь присутствует шаблон, но у каждого ребенка свое видение элементов картины. Здесь, несмотря на алгоритм и схемы, прослеживается творчество, редко, когда рассказы повторяются. Конечно, есть схемы, которые не позволяют отклониться от изображенного (Время — день не назвать ночью), но схема помогает отметить время, отраженное художником. Но есть схемы, которые позволяют детям придумать индивидуальные ответы (какие проблемы у героя, если мы рассматриваем портрет, о чем думает, что слышит герой, ведь, находясь в лесу, рассматривая пейзаж, можно разное услышать, название картины). Слайд 2 «Гитарист» Например, на РМО при составлении рассказа по картине Василия Тропинина «Гитарист» - А что бы вы предложили на вопрос «О чем думает молодой человек?» (ответы педагогов) … Тася К. на вопрос о чем думает, какая может быть у него проблема, ответила, что он любит девушку, а она его нет. Кто-то сказал «Готовится к концерту и переживает, как он выступит» и пр. Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что, как я уже говорила, обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Каждая схема заставляет ребенка думать и оформлять свои мысли в речевом воспроизведении. - Очень сложно за одно занятие дать полное представление о данном методе – составление описательного рассказа по картине с опорой на модель. Чтобы полноценно понять картину, необходимо запланировать и провести много предварительной работы: 1. Это работа по определению жанра живописи.
-Кто автор картины «Утро…?» Слайд 3 ПР. Общеизвестно, что картину «Утро в сосновом лесу» написал Иван Иванович Шишкин. Но, оказывается, Шишкин не умел или не хотел писать животных, он был крутым пейзажистом, Константин Савицкий Анималист писал животных. Когда картина попалак какому-то коллекционеру, он просто вычеркнул фамилию Савицкого. Непонятно, чем это было мотивировано. Виды портретов, в свою очередь, тоже разные. Мы учились определять вид портрета. Слайд 4 -Попробуйте определить, какой вид портрета подходит к данным изображениям. Слайд 5 Определения видов портрета. Слайд 6 Работали над распознаванием, определением эмоций (предварительная работа по составлению рассказа по портрету, тк есть схема «Настроение»). Дети предполагали, когда проявляется та или иная эмоция (дружат – не дружат и пр.) Уже сейчас, работая в группе раннего возраста, можно на элементарном уровне, показывая изображение радостного или плачущего ребенка, предположить, почему плачет или радуется девочка. Развивать эмоциональную сферу очень важно именно с раннего и младшего дошкольного возраста. Чувство эмпатии развивать. Слайд 7 Модель (работа со схемами) Практическая часть Мы с детьми работали по круговой модели (ОПЫТ ПОЗАИМСТВОВАН В ДС 121» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ), детям нравилось передвигать стрелочку, они таким образом «включались», сосредотачивались к следующему действию. Эту модель можно применить не только для описания портрета, но и других жанров живописи. - Давайте попробуем составить творческий рассказ по портрету используя данную модель. - Какие вопросы по схемам вы можете задать? (дети подготовительной группы очень хорошо умели задавать вопросы по схемам) - Кто изображен на картине? Какой вид портрета? (мы учились определять виды портретов: камерный, семейный, парадный, автопортрет, иллюстративный – герои) - Реальный это персонаж или фантастический? - Во что одеты герои? - Какая композиция портрета? - Где происходит событие (Улица, дом, лес) - Какое время суток? Какое время года? Прошлое, настоящее время жизни героев? -Что видят, слышат и чувствуют персонажи? (Прием: если бы я оказался в картине, чтобы я увидел, услышал и почувствовал) - Что окружает персонажей (обстановка)? - Какие действия совершают герои и для чего? - Могут ли быть проблемы у персонажа? -Какое настроение? - Какое название можно дать рассказу? - Чтобы научить чему-то детей, надо самим владеть навыками составления рассказа по модели. Давайте потренируемся и попробуем составить рассказа по портрету — Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин (раздать схемы и воспитатели по очереди освещают составляющие рассказа, а ведущий двигает стрелку на модели, дополняет, по мере необходимости) Слайд 8 - Позже мы подойдем к ТРИЗовским приемам, подходам составления рассказа, а пока… Слайд 9 Общие требования к организации работы с картиной
Методика работы над картиной состоит из несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИНЫ «КОШКА С КОТЯТАМИ» 1 этап Определение состава картины С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине. Приемы: "Подзорная труба", бинокль, камера, хоть всевидящее око. Например, взять альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава. Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю, пол-потолок.. Советы педагогу:
2 этап: Установление взаимосвязей между объектами Прием «Сыщики» - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи. Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания: Может быть, волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Игра «Ищу друзей (недругов)» Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...). Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно. Пример «Кошка с котятами» Кошка — дом. «Кошка живет в доме с хозяевами, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней» Игра № 2 «Ищу родственников» Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями. Игровые действия: нахождение однородных объектов по заданному классифицированному признаку:
3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств Прием «вхождения в картину». Цель: обучение детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать» Цели:
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». -Что можно услышать, глядя на картину «Кошка с котятами»?
нашем дворе». Работая с детьми по рассматриванию картин, и, если, в комнате было открыто окно, то мы представляли, какие звуки с улицы могут доноситься. Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи». Например: «Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом». Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей» Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом». Пример рассказа: «Я глажу руками кошку и котят. Шерстка у них мягкая и пушистая. Язычок у кошки шершавый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека». Советы педагогу:
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам) Цели:
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта). Примеры рассказов:
кашу. Мне это и невкусно». Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя. Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д. Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре) Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре). Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре. Пример игры Распределение ролей: дом — Оля, будка — Лена, собака — Вася, ель — Оксана, веревка — Федя. Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края. Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома. Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это". 4 этап. Составление рассказов от лица разных героев Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Алгоритм мыслительных действий.
Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера Советы педагогам:
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название. Результат: Применение данной технологии дает возможность детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа. Дети составляют рассказ самостоятельно, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя. Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана (модели) делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей. Источники:
Приложение 1 Составление рассказа по портрету (Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин)
|