Консультация «Речь и речевое творчество» для старших дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Пышкова Анна Владимировна | |||
02.06.2021 15:26 | |||
Консультация «Речь и речевое творчество» для старших дошкольников Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового По мнению исследователей детской речи А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению "Новое свойство" Приёмы сочинения
Использование этого приема в сказок отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «... Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», — сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Колобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не мог — прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», — обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей — к бабушке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем " "Сказки наизнанку " 1 вариант «Свойства наоборот» Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная шапочка большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки. Вариант 2. «Все наоборот» Придумать слова-рифмы: лед — мёд, гном — гром, мех — смех, кот — бегемот, рыбка — скрипка и т. Затем все, что относится к первому слову (свойства, функции и пр.) переносится на второй объект и наоборот (так, как это сделал Б. 3аходер в своей сказке). Рифмующиеся слова позволяют писать не только прозу, но и стихи Вариант 3. «Задом наперед» Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приема предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала "Модификация сказок " Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта» Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомое ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет. Например, «Колобок воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз», «Гуси- лебеди и автомобиль», «Мальчик-с-пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п. Вариант 2. «Я — герой сказки» Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чем они ему поведают?) Вариант 3. «Смена места действия» Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п. Вариант 5. «Перевирание сказки» Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в свое русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, в сказке «Красная шапочка» девочка носила желтую шапочку, а шла она не к бабушке, а тёте. Есть и др. способы придумывания историй и сказок.
|